Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва в Гааге оставила Киев без шансов на добычу газа в Черном море

Москва в Гааге оставила Киев без шансов на добычу газа в Черном море

Требования Киева в Гааге разрешить Украине добычу газа в Черном море не имеют ни малейшего шанса на успех. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказали эксперты. 

"Претензии Украины к России в Гааге распадаются на две составляющие, - подчеркивает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. – С одной стороны, это доступ к месторождениям, с другой – претензии о возврате морских буровых платформ, которые перешли к России с воссоединением Крыма. Месторождения стали российскими после национализации "Черноморнефтегаза", там ведется добыча.

Но если раньше там извлекали до 2 млрд кубов газа в год, то сейчас около 1,6 млрд. Причина проста: Россия построила газопровод на 4 млрд кубометров в год в Тамани, и сетевой российский газ обходится крымчанам дешевле, чем добывающееся на шельфе полуострова сырье. Представить, что в юрисдикции России появятся украинские буровые вышки и начнут добычу, просто невозможно. Несмотря на любые решения суда".

Представитель Киева на слушаниях в Гааге Елена Зеркаль заявила, что Москва якобы лишает Украину доступа к нефти и газу в Черном море, и потребовала разрешить ей добычу. По ее словам, Москва с весны 2014 добыла в акватории Черного моря "более 9 млрд кубометров природного газа". В то же время Украина пытается обеспечить энергетическую самостоятельность, развивая внутреннюю добычу природного газа. И месторождения в Крыму этому бы помогли. РФ отвергает правомочность суда рассматривать такой иск.

"Претензии Киева к России в Гааге не имеют шансов на воплощение в жизнь из-за позиции российской стороны, – отмечает специалист по международному праву, доктор юридических наук Станислав Черниченко. – Причина проста: Москва изначально не признает, что данный международный суд обладает юрисдикцией для рассмотрения подобных исков. Российская сторона официально уведомила об этом и судебную коллегию, и сторону, подавшую иск. При этом РФ все же будет участвовать в рассмотрении дела и изложит свою точку зрения.

Говоря доступным обывателю языком без юридических терминов, российская сторона изначально выслушает и доводы Киева, и выводы судебной коллегии. Они могут говорить что угодно, для Москвы это не имеет абсолютно никакого значения. Отрицая правомочность суда, российская сторона не признает и решения, которое инстанция вынесет. РФ не обязана решение исполнять, и об этом заявлено еще до того, как начнется рассмотрение иска по существу. Позиция крайне выгодная".

Надежды на вышки

В Гааге проходят слушания по инициированному Украиной против России в 2016 году иску на основании конвенции ООН по морскому праву. Дело затрагивает права Киева на минеральные и живые ресурсы Черного и Азовского морей, судоходство в Керченском проливе, охрану окружающей морской среды и подводного культурного наследия. Украина требует прекратить нарушение прав и компенсировать ущерб. Зеркаль назвала Керченский пролив международным, а суверенитет Украины в Крыму "не подлежащим сомнениям". 

Накануне посол по особым поручениям российского МИД Дмитрий Лобач заявил на слушаниях в Гааге, что претензии Киева несостоятельны и должны быть отклонены, так как они находятся вне юрисдикции Международного арбитража. Он подчеркнул, что трибунал не вправе рассматривать вопросы территориальной принадлежности суши, в том числе Крымского полуострова. По мнению российской стороны, в удовлетворении претензий суд обязан Киеву отказать.

"В отличие от прав на месторождения, претензии Украины по возвращению ей буровых вышек чисто теоретически имеют шансы когда-нибудь быть удовлетворенными. Есть разные юридические оценки по этому вопросу, в том числе допускается, что через несколько лет РФ все же может эти платформы отдать. Однако непонятно, что она будет с ними делать. Россия не пустит их на крымский шельф, а больше добывать ими Украине негде. Равно как нет компетенции их использования.

В лучшем случае Киев может продать эти вышки на международном рынке, но выручит за них совсем не астрономические средства. Речь может идти в лучшем случае о нескольких десятках миллионов долларов, хотя изначально они стоили сотни миллионов. На фоне масштабных вопросов, связанных с потерей Украиной Крыма, это выглядит мелочно.

Вся история с иском к России в Гааге служит только одной цели: Украине нужно поддерживать интерес мирового сообщества к "крымскому вопросу". Правда, успехов особых Киев в этом не добивается, но усилия прикладывает. Нужно создавать впечатление, что украинские власти не жалеют сил, чтобы вернуть полуостров. Но если взглянуть здраво, то в лучшем случае Киеву удастся отсудить буровые вышки, в худшем все опять закончится оплатой судебных издержек и очередным пшиком", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 11.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики