Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Взрыву на танкерах в Оманском заливе подбирают версии

Взрыву на танкерах в Оманском заливе подбирают версии

Кто может стоять за атакой на суда

Пожар на танкере в Оманском заливе не привел к загрязнению моря, заявила компания-владелец судна Frontline. 13 июня у берегов Ирана было совершено нападение на два нефтяных танкера — норвежский и японский. В результате суда загорелись. Иранский телеканал Al-Alam со ссылкой на источники передал, что в районе местонахождения судов были слышны взрывы. Официального подтверждения этой информации нет. Экипажи обоих танкеров удалось эвакуировать. По информации российского посольства в Иране, на одном из судов находились 11 граждан России, по данным Российского профсоюза моряков,— 12.

Пока что никто не взял на себя ответственность за атаку. При этом ни одной из стран нападение на суда невыгодно, говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин: «Сейчас Соединенные Штаты оказывают сильнейшее давление на Иран. 13 июня первый раз за все существование исламской республики японский лидер посетил страну. Иран, который неоднократно говорил, что может перекрыть Ормузский пролив, конечно, в политическом плане совершенно не заинтересован в подобных инцидентах, как и арабские страны, поскольку из Персидского в Оманский залив проходят от 25% до 30% танкерной нефти.

Это выгодно не столько с экономической, сколько с политической точки зрения: террористические исламские группировки не нацелены на стабилизацию ситуации в регионе».

Представитель тайваньского нефтеперерабатывающего завода, зафрахтовавшего норвежский танкер, высказал подозрение, что судно было повреждено торпедой. Но официально эта информация не подтверждена. Еще одна версия — подрыв танкеров на мине. Речь наверняка идет о спланированной акции, считает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов: «Безусловно, взрыв был вызван какими-то внешними воздействиями. С учетом того, что это происходило в открытом море, они либо были атакованы с каких-то лодок — я не верю в боевых пловцов — либо сработали магнитные мины с временным таймером. Но, безусловно, такого рода операции проводятся довольно профессионально, и одиночка, конечно, такое сделать не может. Американцы уже заявили, что, весьма вероятно, за этим стоит Иран. Кто бы это ни был, в этом обвинят исламскую республику — атака и пожар на руку Соединенным Штатам».

На фоне сообщений о нападении на два танкера в Оманском заливе — нефтяные котировки резко пошли вверх — стоимость Brent выросла почти на 4,5% и доходила до отметки $62,64. Казалось бы, многое указывает на то, что за акциями в Оманском заливе может стоять Иран. Однако не исключено, что в действительности все сложнее, полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Конечно, версия обсуждается с Ираном: предполагается, что исламская республика тем самым демонстрирует возможность перекрыть Ормузский пролив и защищается от потенциальных нападок Соединенных Штатов. И майские аварии на танкерах, и нынешняя история наталкивают на мысль, что такие региональные державы, как Саудовская Аравия и, может быть, Израиль, наоборот, заинтересованы в том, чтобы подтолкнуть США к военному вмешательству для смены руководства Ирана, поскольку Саудовская Аравия фактически воюет с ним в Йемене, а на территории Сирии Израиль пытается разбомбить их войска. Для Ирана это тоже довольно опасная ситуация, потому что в действительности он начал бы топить танкеры в Ормузском проливе только как фол последней надежды.

Вашингтон пока что занял выжидательную позицию.

С одной стороны, американцы действительно работают на то, чтобы убрать конкурентов с мирового рынка нефти — пример тому санкции против России, венесуэльская история, ограничения против Ирана, чей экспорт фактически обнуляют. С другой, непонятно, зачем им начинать новую военную операцию в Иране, когда его и так, можно сказать, устраняют экономическими методами».

В мае нападение было совершено на четыре нефтяных танкера у берегов Объединенных Арабских Эмиратов. Тогда представитель ОАЭ в Совете безопасности ООН заявил, что за атакой стоит государственная структура.

Автор: Юлия Грицай 

Источник: Коммерсантъ FM, 13.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики