Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поиски "иранского следа" в атаке на танкеры в Оманском проливе ведут к провокации США

Поиски "иранского следа" в атаке на танкеры в Оманском проливе ведут к провокации США

Атака на два танкера в Оманском заливе – это продолжение истории 12 мая, когда устроили диверсии в порту Фуджайра. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня"озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Нынешняя история будто повторяет события месячной давности, когда прошли сообщения о масштабных нападениях на танкеры в ОАЭ. События должны были быть очень значимыми, однако общественности даже толком не показали повреждения, которые понесли суда. По СМИ прошли кадры лишь один танкер с непонятной вмятиной в кормовой части. Ни у одного из судов не было утечки нефти, так как об этом трубили бы экологи. Ни один танкер не затонул, зато их отбуксировали на военную базу и никому не показывают.

Зато саудиты и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) поспешили обвинить Иран в атаке. Тегеран действительно угрожал перекрыть Ормузский пролив, затопив в нем крупные суда, если давление на него перейдет в агрессию. И не понятно, зачем Ирану атаковать танкеры сейчас – перекрытие пролива для него последний козырь на случай войны. И версии торпедных атак критики не выдерживают – нет даже разлива нефти, торпеды нанесли бы серьезные повреждения", - отмечает специалист.

Ливанские СМИ сообщили об атаке на два танкера в Оманском заливе – по данным телеканала Al-Mayadeen, их торпедировали. Свидетели рассказали о двух взрывах и поступивших с судов сигналах бедствия. В компаниях-операторах танкеров подтвердили взрывы, пожар на борту и эвакуацию экипажей, но отметили: причины инцидентов еще выясняются. По их данным, с нефтеперевозчика Front Altair эвакуировали 23 человека. С танкера Kokuka Courageous с грузом метанола эвакуировали 21 моряка, одного – с травмой.

"Если США нападут на Иран, тот перекроет Ормузский пролив, чем вызовет мировой энергетический кризис. Треть всей нефти мирового рынка идет через этот узкий перешеек. Кроме того, треть всего сжиженного природного газа, торгуемого на планете, Катар направляет по этому стратегическому пути. Но пока на Иран давят санкциями, он сопротивляется – смысла нападать на чужие танкеры для него просто нет. Это лишь усугубит положение Тегерана, который в таком раскладе отнюдь не заинтересован.

Похоже, региональные игроки устраивают провокации, чтобы дать повод США к действиям. Они показывают, что Иран может атаковать суда и ущемить интересы Америки. Сами Штаты не скрывают антииранского курса и пытаются вывести Тегеран из глобальной игры. Ведь с саудитами Иран де-факто воюет в Йемене, с проамериканскаими курдами – в Сирии. При этом иранские войска обстреливает Израиль, также заинтересованный в подавлении этого крупного ближневосточного игрока", - считает эксперт.

Атаки и котировки

Сегодняшний инцидент поход на события месячной давности. 12 мая в порту эмирата Фуджайра, что в непосредственной близости от Ормузского пролива, прогремело несколько взрывов, после чего огнем оказались охвачены от семи до десяти нефтетанкеров. МИД ОАЭ назвал взрыв судов диверсией. Саудовская Аравия обвинила в дестабилизации региона Иран, пообещав "со всей силой" ответить на нападение. Однако, насколько известно, дальше слов не пошло – официальных обвинений Тегерану не предъявляли. 

Власти ОАЭ признали факт саботажа и повреждений у четырех танкеров, не называя их тип и национальную принадлежность. В понедельник утром министр энергетики Саудовской Аравии заявил о "диверсионном нападении" в отношении двух саудовских танкеров, один из которых шел пустым, чтобы принять груз сырой нефти для последующей доставки в США. По словам официальных источников, "акты вредительства" не привели к человеческим жертвам и загрязнению нефтью, однако суда получили серьезные повреждения.

"Перекрытие Ормузского пролива – страшный сон биржевых брокеров. Перекрытие его на день приведет к тому, что цена нефти на мировых рынках взлетит до 100 долларов за баррель. За неделю – до немыслимых значений, ибо мир охватит глобальный энергетический кризис. Потому стратегический пролив легко использовать для провокаций. И не удивительно, что уже 12 мая котировки нефти резко выросли.

Но непохоже, что "диверсии" с танкерами устраиваются именно для искусственного поднятия цен. Для влияния на рынок достаточно и словесных сигналов – к примеру, главная нефтяная компания саудитов Saudi Aramco заявит о готовящейся Ираном диверсии по перекрытию Ормузского пролива. Это вызовет панику и рост котировок, повреждать танкеры при этом не нужно.

Интересно, что каждый раз одной из первых "подробности" с места ЧП близ Ормузского пролива сообщает контролируемое Британией агентство Reuters. Оно же мгновенно включилось в раздувании инцидента с загрязнением российского нефтепровода "Дружба". На мой взгляд, в ЧП с танкерами мы видим подготовленную и выверенную информационную провокацию, кто-то политизирует ситуацию на энергорынках для влияния на них", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 13.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики