Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Укртрансгаз» предлагает Молдавии обойтись без «Газпрома»

«Укртрансгаз» предлагает Молдавии обойтись без «Газпрома»

Кишинев получает российский газ по контракту, который истекает в конце 2019 года, и вопрос с его продлением не решен

Украина предлагает Молдавии импортировать газ из Европы через украинскую газотранспортную систему без участия «Газпрома». Об этом сообщается на сайте «Укртрансгаза». Сейчас Кишинев получает через ГТС Украины российский газ, но этот контракт истекает в конце текущего года.

Год назад правительство Молдавии заявляло, что не намерено заключать новый договор с «Газпромом», а будет ждать строительства газопровода, который свяжет газотранспортные системы Молдавии и Румынии.

Но строительство идет с задержкой, и это «ставит молдавскую сторону в зависимость от очередных переговоров с «Газпромом», считают в «Укртрансгазе». Поэтому Киев и предлагает альтернативный вариант. 

Ситуацию комментирует руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник

— Побуждает к этому ситуация с постройкой, с возможными заминками с системой по поставкам газа из Румынии в Молдавию, это так называемая газовая перемычка. Ее реализуют. Если не уложатся до конца года, то не исключено, что можно будет задействовать и то, что предлагают украинцы, то есть получать газ из Украины в Молдавии. В этом нет никакой интриги. В принципе, ситуация вполне укладывается в газовые бизнесы.

— Как думаете, Молдавия согласится на это?

— Пока рано об этом говорить, потому что здесь же увязка еще и главная, стратегическая — будет ли продлен транзитный договор с «Газпромом» после 2019 года? Здесь все ставки на осень. Осенью будут наиболее тяжелые переговорные раунды в формате треугольника. И пока в задачах у европейцев, у России, у Украины, как ни крути, все-таки выйти на определенный режим сохранения транзита, поэтому я не думаю, что концептуально что-то будет меняться.

— Было упоминание вот о чем: «Укртрансгаз» предложил Молдавии помимо всего прочего создать в украинских подземных хранилищах страховой запас газа. Как думаете, насколько им может хватить мощностей? Как вообще это можно прокомментировать?

— Если есть у них резервы, то можно создать. Пока Украина, кстати, испытывает сложность с заполнением, то есть нужен, как отмечал «Нафтогаз», миллиард долларов, что называется, на полное заполнение, на подготовку к предстоящей зиме. Кредитные средства найти в условиях, когда «Нафтогаз», что называется, обдирает кабмин с дивидендами и плюс потребителей, сложно. Задолженность растет. То есть у «Нафтогаза» достаточно аховая ситуация с финансами, так что и ищут возможность, где только можно, уже и в Молдавии, чтобы найти средства для заполнения подземных хранилищ. 

Дела действительно не блестящи: «Укртрансгаз» предупредил о возможной остановкегазотранспортной системы страны. Задолженность компании за март-апрель перед поставщиками газа составляет около 155 млн долларов. «Укртрансгазу» не на что закупать топливо для технологических нужд, из-за чего работа ГТС Украины может остановиться уже 24 июня.

Станет ли возможная остановка украинской газотранспортной системы проблемой для России? Ситуацию комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«С одной стороны, конечно, формально мы не должны этого касаться, потому что есть контракт на транзит у «Газпрома» и «Нафтогаза». Там все прописано. «Газпром», в общем-то, деньги платит исправно за транзит газа, и что там случилось у «Укртрансгаза», его не волнует. Он оплачивает услуги, «Укртрансгаз» должен их предоставлять. Но если уж внутри у них дошла ситуация до такого, что нет технологического газа, чтобы работали газокомпрессорные станции, то, получается, они нарушат контракт и, вполне возможно, это приведет, может быть не по всем направлениям, к каким-то перебоям или скачкам давления при поставке российского газа в Европу транзитом через Украину. Поэтому для нас это тоже важная история. По сути, мы становимся заложниками внутриэлитных разбирательств на Украине. Я думаю, что там еще может быть следующий момент: на самом деле, деньги намеренно выкачивают из «Нафтогаза» и «Укртрансгаза», раз, в общем-то, получая деньги за транзит российского газа, тем не менее они говорят, что денег нет. Это показывает, что, вероятно, деньги уходят куда-то налево, выводятся из этой государственной компании. Почему это делается? Потому что к концу года, по идее, «Нафтогаз» должен быть разделен и оператором газотранспортной системы должен быть не «Укртрансгаз», а газопровод Украины, некий новый оператор. Там понимают, что старая компания уже не нужна будет, и, естественно, из нее деньги, видимо, выводятся, поэтому и говорят, что они, по сути, банкроты — не на что купить газ для технологических нужд. От этой коррупции Россия тоже может пострадать».

Сейчас «Укртрансгаз» ведет переговоры с регулятором в сфере энергетики, а также с кредиторами, включая «Нафтогаз Украины». Оператор ГТС объясняет свои финансовые проблемы установленными в конце прошлого года низкими тарифами на прокачку газа внутри Украины, а также несанкционированным отбором топлива потребителями. 

Источник: BFM.RU, 16.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики