Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» уперся в подводные камни

«Северный поток-2» уперся в подводные камни

Дания ждет, что Россия и США оставят её в покое

После победы на парламентских выборах Социал-демократическая партия Дании несколько изменила свою позицию по «Северному потоку-2». Таким наблюдением делится с читателями газета Jyllands-Posten.

«Министерство иностранных дел должно дать оценку, которая станет основой для принятия решения о том, должны ли мы удовлетворить заявку (на строительство газопровода — прим. ред.)», — заявил спикер партии по международной политике Ник Хеккеруп. Ранее он выступал резко против строительства газопровода. Теперь же правящая партия недвусмысленно намекает, что в случае одобрения со стороны МИД она готова пойти навстречу «Газпрому».

Впрочем, весьма вероятным кажется другой сценарий — Копенгаген будет рассматривать заявки до тех пор, пока Россия не плюнет и не начнет прокладывать газопровод по альтернативному маршруту. Казалось бы, для датчан, которые не хотят попадать под перекрестный огонь больших геополитических игроков, это идеальный вариант.

С другой стороны, он тоже сопряжен с большими рисками. За противодействие строительству «Северного потока-2» Дании грозят судебные разбирательства. И требования возместить убытки ей будет предъявлять не только «Газпром», но и крупные европейские компании, которые участвуют в реализации проекта.

Дания — последняя страна, которая медлит с выдачей разрешения на прокладку газопровода в своих территориальных водах или исключительной экономической зоне. При этом ставки в игре не столь высоки: «Северный поток-2» все равно будет построен. Изменение оптимального маршрута может привести лишь к удорожанию проекта. Понимая это, его европейские противники уже сосредоточились на попытках искусственно ограничить пропускную способность трубы путем внесения изменений в Газовую директиву ЕС.

Тогда почему Дания по-прежнему стоит на пути «Северного потока-2»? Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков уверен, что это инициатива не самих датчан.

— Если бы на них не давили, они бы давно уже выдали разрешение, и повторился бы сценарий прокладки «Северного потока-1». Данию заставили принять закон, по которому подобные заявки рассматриваются не только с точки зрения экологии, но и с точки зрения национальной безопасности.

Но проблема заключается в том, что закон приняли позже, чем «Газпром» подал первую заявку. То есть датчане не могли рассматривать её с учетом новых законодательных норм.

Сказать, что «Северный поток-2» не отвечает экологическим требованиям, негативно влияет на окружающую среду? Тоже не вариант: когда строилась первая нитка газопровода, Дания сама предложила этот маршрут как наиболее безопасный. По нему и был проложен «Северный поток-1», который на окружающую среду никак не влияет, с ним все в порядке.

По сути, датчане оказались между молотом и наковальней. Между европейским бизнесом и Россией с одной стороны и Соединенным Штатами с другой. Их поведение можно понять. Представители Дании открыто несколько раз говорили, что мы, дескать, маленькая страна, мы не хотим ничего решать — разберитесь сами.

В итоге Копенгаген не дает ни разрешения, ни отказа. «Газпром» подал уже третью заявку. И здесь есть риск, что на датчан будут подавать в суд. Насколько я понимаю, иски уже готовятся. Данию могут обвинять в том, что она злоупотребляет своими полномочиями.

На Петербургском международном экономическом форуме исполнительный директор Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг буквально рвал и метал: говорил, что Дания ведет себя неподобающим образом, её заставят принять заявку. Поэтому датчанам, конечно, не позавидуешь. Они бы с удовольствием скинули с себя это бремя, но не могут.

Теперь, когда Дания осталась последней страной, которая не выдала разрешение, на неё давят еще сильнее. Причем с обеих сторон. 

«СП»: — Хотела снять с себя ответственность, а в итоге оказалась в еще более затруднительном положении?

— Да. Полагаю, датчане рассчитывали, что американцы все же введут санкции, и тогда проект остановится. Потом решили требовать у «Газпрома» какую-то дополнительную информацию в надежде, что тот от них отстанет. Но ничего не выходит, от Дании ждут ответа.

Давайте не забывать, что от Дании строится газопровод в Польшу — Baltic Pipe. И это сопряжено с еще большими неудобствами. Получается, Дания заинтересована в остановке «Северного потока-2», потому что на европейском рынке он будет конкурировать с Baltic Pipe. Со стороны кажется, что Копенгаген пытается «запороть» невыгодный для себя проект. А это уже нечестная конкуренция, которую в ЕС считают очень зазорным делом.

«СП»: — Если «Северный поток-2» не проходит в территориальных водах Дании, то его проложат по альтернативному маршруту. То есть он все равно будет построен. Исходя из этой логики, сопротивление датчан бессмысленно?

— Датчанам все равно, будет построен «Северный поток-2» или нет. Для них просто важно показать, что их позиция не идет вразрез с позицией США. Поэтому пусть газопровод будет построен, но они сыграют ту роль, которую им велели сыграть Вашингтон и Брюссель.

«СП»: — Брюссель?

— В Евросоюзе нет единства по поводу «Северного потока-2». Брюссель как наднациональный орган выступает резко против этого проекта. Но это не значит, что вся Европа против. Бизнес обеими руками за. По сути, европейцам бесплатно строят новую трубу, которая повышает надежность их газоснабжения. Сейчас у «Газпрома» нет выбора, как доставлять газ в Европу — есть всего один безальтернативный транзитер в лице Украины.

Примечательно, что Европа в целях диверсификации поставок строит СПГ-терминалы и говорит, что она хочет иметь выбор. А когда «Газпром» строит обходные трубопроводы, чтобы выбирать, по какому маршруту экспортировать газ, ему говорят: «Нельзя, ни в коем случае».

Американцы сегодня открыто призывают покупать их сжиженный природный газ, в котором есть «молекулы свободы». Это не мои слова — так выражаются в Министерстве энергетики США. Европейский бизнес прекрасно понимает, к чему это приведет. Сегодня Вашингтон разделяет газ на «правильный» и «неправильный», а завтра потребует сократить поставки «неправильного», то есть российского. В Европе из-за этого возникнет дефицит голубого топлива, цены вырастут, и американцы смогут выгодно реализовывать свой СПГ на этом рынке.

В конечном итоге пострадает сама Европа. Удорожание газа ударит по промышленности, европейские товары станут менее конкурентоспособны, чем американские, произведенные на дешевом сланцевом газе (в США он дешевый). Здесь мы уже переходим в плоскость глобальной торговой конкуренции.

«СП»: — Можно ли предположить, что Дания специально тянет время, чтобы сорвать сроки реализации «Северного потока-2»? Россия ведь не случайно спешит закончить строительство к 2020 году — аккурат к окончанию транзитного договора с Украиной.

— Американцам сейчас важно, чтобы мы остались «заперты» в украинском транзите. А дальше можно придумывать различные механизмы сокращения российских поставок. Либо просто ввести санкции, либо устроить какую-нибудь аварию на газопроводе.

Мы же видели, что Украина может подрывать энергетическую инфраструктуру по политическим мотивам. Давайте вспомним, что произошло с опорами ЛЭП на границе с Крымом. Пришли какие-то непонятные люди и взорвали их. Где гарантии, что эти же люди не взорвут газопровод?

По большому счету, американцам не нужен ни «Северный поток-2», ни украинский транзит. Им вообще российский газ в Европе не нужен. Пусть украинцы не радуются, что США помогают им удержать российский газ. Это неполная схема. Следующий шаг — сокращение объемов украинского транзита.

Думаю, поэтому и Иран заводят под санкции. В 2014 году Европа поставила закономерный вопрос: «Если мы вводим санкции против России, то у кого будем покупать газ?». Американцы быстро сняли санкции с Ирана, подписали с ним соглашение. Дескать, сейчас построим газопровод, и будете получать иранский газ. Потом США сами стали экспортерами. Ни российские, ни иранские поставки в Европу им уже не нужны. 

Автор: Алексей Ильяшевич

Источник: Свободная пресса, 18.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики