Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Предложение Киева по транзиту газа эксперты назвали «кривым»

Предложение Киева по транзиту газа эксперты назвали «кривым»

«Продавать газ «Нафтогазу» на границе, а потом его выкупать – это какая-то кривая прямая. Зачем? Она не имеет смысла в принципе», – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт в области энергетики Алексей Гривач, комментируя предложение «Нафтогаза» заключить с Газпромом контракт не на транзит, а на «своп» газа, что подразумевает продажу голубого топлива для ЕС на границе с Украиной.

Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что, прежде чем выступать с подобными предложениями, «Нафтогаз» должен быть разделен и из него должны быть «выделены функции по транспортировке газа».

«Это не такое уж и добросовестное предложение, потому что «Нафтогаз» по большому счету не является стороной переговоров. В соответствии со своими обязательствами «Нафтогаз» не должен осуществлять транзит. Либо же Украина должна сказать, что не будет выполнять европейские директивы... А сейчас это выглядит таким образом, что функционер «Нафтогаза» предлагает Газпрому обойти европейские требования? Это выглядит достаточно противоречиво», – считает Гривач.

Он предположил, что Витренко сделал подобное заявление с целью остаться в компании и «распределять прибыли от транзита».

«Но к реальным переговорам эта позиция не имеет никакого отношения. Самый простой вариант – это продолжение действия контракта, пока не найдется более приемлемая для Газпрома формула. Продавать газ «Нафтогазу» на границе, а потом его выкупать – это какая-то кривая прямая. Зачем? Она не имеет смысла в принципе. Чтобы эта формула работала, должно быть доверие. Какое может быть доверие между Газпромом и «Нафтогазом» сейчас? Да никакого. Эта формула лишняя. Украина, как подписант договора энергетической хартии, обязана обеспечить непрерывный транзит», – подытожил эксперт.

Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, Газпром отверг возможность заключения контракта с Киевом на транзит газа на европейских условиях из-за отсутствия на Украине необходимых для этого структур.

По словам члена правления Газпрома Сергея Кузнеца, у Украины еще «нет тех институтов, которые могли бы полноценно выполнять те функции, которые мы ожидаем от таких институтов, как регулятор, транспортный оператор».

«Без понимания того, кто твой контрагент, действительно очень сложно строить какие-то предпосылки или предположения в отношении будущего транзитного контракта», – добавил Кузнец.

13 июня министр энергетики России Александр Новак также заявил, что Украина не готова к заключению контракта по транзиту газа по европейскому законодательству, поэтому проще продлить действующий. Кроме того, Новак заявил, что Россия может возобновить поставки газа на Украину по цене ниже на 25%. Он также сообщал, что Россия готова пойти на мировое соглашение по арбитражным разбирательствам с Газпромом.

В то же время исполнительный директор НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко, признав правоту Сергея Кузнеца, заявил, что украинская компания намерена предложить Газпрому альтернативу контракту на транзит газа в виде «спотовых» контрактов.

По его замыслу, Газпром должен передавать определенный объем газа на границе Украины с Россией, а «Нафтогаз» должен передавать точно такой же объем на границе Украины с ЕС. Передача газа будет подтверждаться смежными операторами из Словакии, Венгрии, Польши и Румынии.

При этом «Нафтогаз» намерен самостоятельно заключать контракт на услуги по транспортировке газа по обособленной оператором газотранспортной системе.

Напомним, в 2020 году закончится 10-летний договор России и Украины на транзит газа через украинскую территорию. В апреле в «Нафтогазе» говорили, что на трехсторонних переговорах Газпрому предложат забронировать мощности для транзита в среднем 60 млрд кубометров газа в год на срок примерно 10 лет.

Автор: Иван Абакумов 

Источник: Взгляд, 18.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики