Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Коррекция газового договора между «Газпромом» и «Нафтогазом»

Коррекция газового договора между «Газпромом» и «Нафтогазом»

По итогам последних переговоров в Москве были подписаны дополнения к контракту купли-продажи газа «Нафтогазом» у «Газпрома» от 19 января 2009 года. Российская сторона пошла на уступки – письменно зафиксирован отказ от штрафов за недобор Украиной газа по нормам «бери или плати» на текущий год, а контрактный объем газа на 2010 год составит всего 33,75 млрд кубометров (вместо планировавшегося 41 млрд кубов в соответствии с январским контрактом).

Фактически мы имеем дело с согласием «Газпрома» (и Владимира Путина) именно на пресловутый пересмотр контракта от января 2009 года. Ведь по нему возможности изменения законтрактованных объемов газа предусматривались лишь за полгода до января следующего года. Нынешний пересмотр контракта идет откровенно вразрез с многомесячными заверениями представителей «Газпрома» об отсутствии у них намерений менять условия действующего коммерческого договора и с прямым указанием Дмитрия Медведева Алексею Миллеру «действовать исключительно в соответствии с контрактом».

Возникают серьезные вопросы относительно обоснованности столь серьезных уступок Украине, ведь только один отказ от штрафов по take or pay означает, по оценкам секретариата украинского президента, «добровольную» потерю российской стороной более 8 млрд долларов.

С одной стороны, «медовый месяц» в отношениях Владимира Путина и Юлии Тимошенко (которая и получит на Украине все политические дивиденды от российских уступок) означает предотвращение новой «газовой войны» в январе 2010 года. Транзит в Европу не будет перекрыт, следовательно, российская репутация в восприятии европейцев не пострадает.

С другой стороны, на этом видимые плюсы заканчиваются. Обещания со стороны окружения Тимошенко пустить «Газпром» к финансированию модернизации украинской ГТС – это пока просто слова. Украинский премьер (и возможный будущий президент в одном лице) известна как политик крайне популистского толка, способный к тому же мгновенно отказываться от своих прежних обязательств в случае изменившейся ситуации. Скажем, она вполне может начать в скором времени активизацию «сепаратных» переговоров с Брюсселем о модернизации ГТС Украины, что в свое время спровоцировало крайне нервную реакцию в Москве. Иными словами, пока имеет место обмен конкретных финансовых требований, прописанных в контрактах (с которыми можно было вполне идти в международный арбитраж), на довольно абстрактные обещания.

Надо понимать, что в реальности ни Тимошенко, ни Янукович не готовы идти на уступки по ГТС – этим они лишат себя последнего аргумента в газовом и общеполитическом торге с Россией. В этом смысле «медовый месяц» с Тимошенко вряд ли приблизит российскую стороны к контролю над ГТС «Незалежной». Но, похоже, что пока с Ющенко в политическом смысле не покончено, «оранжевая принцесса» сможет продолжать выторговать у Москвы все новые и новые уступки – лишь бы они повышали политические шансы оппонентов Ющенко внутри Украины.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики