Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Коррекция газового договора между «Газпромом» и «Нафтогазом»

Коррекция газового договора между «Газпромом» и «Нафтогазом»

По итогам последних переговоров в Москве были подписаны дополнения к контракту купли-продажи газа «Нафтогазом» у «Газпрома» от 19 января 2009 года. Российская сторона пошла на уступки – письменно зафиксирован отказ от штрафов за недобор Украиной газа по нормам «бери или плати» на текущий год, а контрактный объем газа на 2010 год составит всего 33,75 млрд кубометров (вместо планировавшегося 41 млрд кубов в соответствии с январским контрактом).

Фактически мы имеем дело с согласием «Газпрома» (и Владимира Путина) именно на пресловутый пересмотр контракта от января 2009 года. Ведь по нему возможности изменения законтрактованных объемов газа предусматривались лишь за полгода до января следующего года. Нынешний пересмотр контракта идет откровенно вразрез с многомесячными заверениями представителей «Газпрома» об отсутствии у них намерений менять условия действующего коммерческого договора и с прямым указанием Дмитрия Медведева Алексею Миллеру «действовать исключительно в соответствии с контрактом».

Возникают серьезные вопросы относительно обоснованности столь серьезных уступок Украине, ведь только один отказ от штрафов по take or pay означает, по оценкам секретариата украинского президента, «добровольную» потерю российской стороной более 8 млрд долларов.

С одной стороны, «медовый месяц» в отношениях Владимира Путина и Юлии Тимошенко (которая и получит на Украине все политические дивиденды от российских уступок) означает предотвращение новой «газовой войны» в январе 2010 года. Транзит в Европу не будет перекрыт, следовательно, российская репутация в восприятии европейцев не пострадает.

С другой стороны, на этом видимые плюсы заканчиваются. Обещания со стороны окружения Тимошенко пустить «Газпром» к финансированию модернизации украинской ГТС – это пока просто слова. Украинский премьер (и возможный будущий президент в одном лице) известна как политик крайне популистского толка, способный к тому же мгновенно отказываться от своих прежних обязательств в случае изменившейся ситуации. Скажем, она вполне может начать в скором времени активизацию «сепаратных» переговоров с Брюсселем о модернизации ГТС Украины, что в свое время спровоцировало крайне нервную реакцию в Москве. Иными словами, пока имеет место обмен конкретных финансовых требований, прописанных в контрактах (с которыми можно было вполне идти в международный арбитраж), на довольно абстрактные обещания.

Надо понимать, что в реальности ни Тимошенко, ни Янукович не готовы идти на уступки по ГТС – этим они лишат себя последнего аргумента в газовом и общеполитическом торге с Россией. В этом смысле «медовый месяц» с Тимошенко вряд ли приблизит российскую стороны к контролю над ГТС «Незалежной». Но, похоже, что пока с Ющенко в политическом смысле не покончено, «оранжевая принцесса» сможет продолжать выторговать у Москвы все новые и новые уступки – лишь бы они повышали политические шансы оппонентов Ющенко внутри Украины.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики