Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина продаст «Газпрому» его газ

Украина продаст «Газпрому» его газ

«Нафтогаз» ищет альтернативы транзитному контракту

НАК «Нафтогаз Украины» вновь предлагает «Газпрому» вместо нового транзитного контракта заключить договор на своп газа. Суть схемы в том, что «Нафтогаз» покупает предназначенные для поставки в Европу объемы газа на восточной границе Украины и продает обратно на западной границе дороже. Маржа сделок служит аналогом платы за транзит. По мнению экспертов, схема отвечает намерениям руководства «Нафтогаза» остаться в транзитном бизнесе, несмотря на планы властей Украины выделить из компании газотранспортную систему.

«Нафтогаз» отреагировал на заявления члена правления «Газпрома» Сергея Кузнеца о том, что компании пока не с кем вести переговоры о новом контракте по транзиту газа через Украину. Текущий контракт истекает в этом году. Правительство Украины собирается заключать новый контракт по европейскому законодательству, для чего необходимо, в частности, разделить «Нафтогаз», выделив из него газотранспортную систему (ГТС) в отдельную компанию-оператора «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ). Теоретически именно эта компания должна заключать новый контракт с «Газпромом», но пока она остается только оболочкой без материальных активов и персонала. Также МГУ еще предстоит пройти процесс сертификации, который может занять около года.

Без понимания того, кто твой контрагент, действительно очень сложно строить какие-то предположения в отношении будущего транзитного контракта»,— отметил 18 июня господин Кузнец.

На это коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил на своей странице в Facebook, что «в случае проблем с реорганизацией» можно будет заключить с «Газпромом» контракт на своп газа. «Нафтогаз» купит у «Газпрома» газ на восточной границе Украины и продаст обратно на западной, положительная маржа по двум сделкам будет аналогом платы за транзит. “Ъ” впервые описывал этот механизм 1 июня 2018 года. «Такой контракт может быть заключен по европейским правилам, просто они разные для контрактов на своп газа и на услуги по транспортировке газа»,— утверждает господин Витренко. Он предлагает контракт на десять лет с обязательным объемом транзита в 60 млрд кубометров, тариф будет согласован с оператором ГТС. Здесь скрыта первая проблема: согласно расчетам «Нафтогаза», ему в 2020 году и далее нужно $2,7 млрд выручки от транзита (без учета платы за топливную составляющую). При поставках 60 млрд кубометров это означает рост тарифа на транзит от текущего уровня примерно на 45%, что едва ли будет приемлемым для «Газпрома».

Вторая проблема в том, что роль менеджмента «Нафтогаза» в переговорах о транзите в принципе неясна. Фактически, если Украина будет придерживаться продекларированных европейских принципов устройства рынка, менеджмент «Нафтогаза» должен в ускоренном режиме передать ГТС новому оператору вместе с проблемами транзита. Согласно решению правительства Украины от 22 мая, ГТС будет выделена за пределы группы «Нафтогаз» по модели ownership unbundling, хотя сам «Нафтогаз» хотел сохранить трубу в своем периметре, но на балансе отдельной структуры. При этом 11 июня правительство Украины предприняло шаг в обратном направлении, передав МГУ в управление «Нафтогазу» до начала 2020 года — такая мера в прошлом году активно критиковалась Еврокомиссией и секретариатом Энергосообщества как нарушающая принцип разделения видов деятельности. Руководство «Нафтогаза» неоднократно заявляло, что не может передать ГТС до истечения контракта с «Газпромом», поскольку тогда компания лишится возможности его выполнять.

«Совершенно очевидно, что руководство "Нафтогаза" не хочет терять транзитную выручку и пытается сохранить компанию в схеме транзита»,— говорит Алексей Гривач из Фонда национальной энергетической безопасности. По его мнению, Украина могла бы, как это сделано в Европе, провести аукционы на мощности своей ГТС, на которых «Газпром» забронировал бы столько, сколько нужно компании. Юрий Витренко говорил на прошлой неделе в интервью изданию «Главком», что «Нафтогаз» против такого подхода, поскольку тогда «Газпром» заключит краткосрочный контракт «на полгода», необходимые для завершения «Северного потока-2», после чего минимизирует загрузку украинской системы. Алексей Гривач полагает также, что последние заявления топ-менеджеров «Нафтогаза» призваны подчеркнуть их нужность в условиях, когда после парламентских выборов и формирования нового правительства не исключены перестановки и в «Нафтогазе».

Автор: Юрий Барсуков 

Источник: Коммерсантъ, 19.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики