Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Три варианта решения проблемы недолива топлива на АЗС назвал эксперт

Три варианта решения проблемы недолива топлива на АЗС назвал эксперт

Внеплановые проверки на АЗС только элемент борьбы с недоливом. Всего существует три варианта фундаментального решения проблемы: увеличение цен на бензин, постоянное субсидирование переработки и розничной продажи топлива или отказ от увеличения налогового давления на отрасль, считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Решение проблемы недолива топлива на АЗС

Минпромторг РФ совместно с Росстандартом в рамках мер борьбы с недоливами топлива на АЗС разрабатывает изменения в нормативную базу для проведения внеплановой проверки, в том числе при заявлениях граждан с жалобой на недолив.

В частности предлагается возможность проведения контрольной закупки, а также последующее информирование, в том числе через СМИ, о выявленных нарушениях. Глава Минпромторга Денис Манутров считает такой механизм важной составляющей комплекса мер по борьбе с недоливом топлива на АЗС.

«Ранее звучали заявления от всевозможных общественных организаций и даже властей о том, что проблема недолива существует, соответственно с ней необходимо бороться. Она дополнительно обострилась в силу общей сложной ситуации с рынком моторного топлива в России. С одной стороны у нас топливо стоит дешевле, чем в некоторых других европейских странах. С другой стороны власти увеличивают налоги на нефтяную индустрию. Все это приводит к тому, что компаниям становится сложнее вести бизнес.

Они должны либо субсидировать нефтепереработку и заправочные станции из других доходов, но это не может продолжаться вечно, так как часть бизнеса становится просто нерентабельной. Бизнес по принципу «продавайте нефть и дальше субсидируйте» не похож на рыночный. Получается, что либо потребители должны смириться с ростом цен на бензин и дизель, либо правительство должно пересмотреть свой курс по налогам и перестать их повышать, либо повысив налоги обратно платить из бюджета компенсации нефтяникам.

У нас такая практика уже существует и называется обратный акциз. К нему есть демпфирующая надбавка, но компании считают ее недостаточной и призывают менять. В общем, система довольно сложная, но суть в том, что компании в целом считают налоговое давление и фискальное бремя высоким», - объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня» Станислав Митрахович

Штрафы за недолив топлива на АЗС

Чуть ранее Росстандарт и Минпромторг заявили о планах внести в Госдуму законопроект об оборотных штрафах за недолив бензина на АЗС. Документ уже готов, и если его принятие пойдет гладко, то уже в 2019 году закон начнет действовать. Санкции за недолив топлива на АЗС предусмотрены серьезные.

Владельцы заправок, уличенные в недоливе, вынуждены будут выплачивать не менее 500 тысяч рублей, а в целом документ предполагает штраф в размере 1% от выручки АЗС за предыдущий год. За повторное нарушение штраф может составить уже 3% прошлогоднего оборота, но не менее 2 млн рублей. Глава Минпромторга Денис Мантуров отметил, что государство работает над этим вопросом достаточно давно.

Но инициатива может дать и обратный эффект, предупреждают эксперты. Как отметил научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев, если в крупных городах России с поставками горючего проблем нет, и оно соответствует заявленным стандартам, то в сельской местности и отдаленных регионах заправки гораздо смелее стремятся получить дополнительные доходы с покупателей, поэтому нечестно отпускают объемы, разбавляют топливо.

«Крупные компании еще могут за счет перекрестного субсидирования и других доходов от экспорта нефти субсидировать свои нефтеперерабатывающие заводы и заправочные станции. А в регионах, например на Дальнем Востоке, работает много независимых сетей АЗС. Чтобы выжить, им приходиться заниматься неприятными вещами для потребителя, такими как снижение качества бензина, всевозможными разбавлениями или недоливом.

Конечно, это криминал и здесь нужно разбираться, но это также естественная реакция рынка, когда его пытаются зажать в клещи. Раньше юристы предлагали самим проверить на недолив и просить на АЗС предоставить мерную емкость, но никто самостоятельно все это проверять и измерять не стал. Конечно, измерения должны проводить специалисты, у которых будет специальное оборудование и возможность приехать внезапно, то есть власти. Хорошо, что они озаботились созданием системы подобных проверок.

В то же время внеплановые проверки на АЗС только один элемент борьбы с недоливом. Всего существует три варианта фундаментального решения проблемы: увеличение цен на бензин, как бы это не нравилось населению, постоянное субсидирование переработки и розничной продажи топлива или отказ от увеличения налогового давления на отрасль. Пока мы не выберем один из путей, проблемы будут всплывать», - считает Митрахович.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 22.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики