Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые проблемы "Укртрансгаза" связаны с переделом сфер влияния на Украине

Газовые проблемы "Укртрансгаза" связаны с переделом сфер влияния на Украине

Ситуация с пустеющими хранилищами «Укртрансгаза» подтверждает тот факт, что газовая проблема не теряет своей актуальности на Украине – считает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач

Проблема компании «Укртрансгаз» носит искусственный характер

Дело в том, что компания-оператор украинской газотранспортной системы(ГТС) – «Укртрангсгаз», заявила о критическом дефиците газа, поскольку ежемесячная потребность этой украинской структуры в газе составляет 240 млн кубометров, а в ее хранилищах сейчас находится только 152 млн кубов газа. При этом, партнеры «Укртрангаза» отказываются поставлять компании газ, пока она не погасит свои задолженности.

«Укртранзгаз» провел 12 аукционов, на которых шел разговор о закупке 880 млн кубов газа, но ни один поставщик не предложил данной компании свои услуги, причем все это, безусловно, связано с тем, что у этой украинской газотранспортной структуры имеется значительный долг.

На самом деле, для Украины, которая даже сейчас продолжает потреблять более 30 млрд кубов газа в год, речь идет о не очень больших цифрах – долг «Укртранзгаза» составляет порядка 4,1 млрд гривен или 140 млн долларов, но пока «Укртрансгазу» взять их просто неоткуда.

Примечательно, что для того, чтобы обеспечить работу украинской ГТС, компании «Укртрансгаз» необходимо порядка 720 млн кубов газа в период с июня по август 2019 года, в противном случае, в будущем обязательно возникнут проблемы с транзитом российского газа в Европу. 

«Эта ситуация является прямым следствием накаленной внутриполитической обстановки на Украины и борьбы там различных групп влияния. Именно из-за этого компания «Укртрансгаз» сегодня и заявляет, что находится на грани банкротства», - констатирует Гривач.

Как замечает эксперт, «Укратрансгаз» рапортует, что у него существуют долги перед «Нафтогазом» и другими поставщиками газа на Украину, а это является прямым следствием внутриукраинской борьбы за газовое направление, которое остается источником очень больших доходов.

На текущий момент это порядка 3 млрд долларов, которые Украина получает за транзит российского газа, не говоря уже про внутриукраинское потребление, общим объемом более чем в 30 млрд кубов в год. Это, конечно, меньше, чем раньше, но все равно – приличная сумма.

«Приведенные цифры объемов газа в хранилищах «Укртрансгаза» не являются критическими. Это действительно очень небольшие объемы. Если брать общее потребление газа на Украине, то это, максимум, 10 процентов, и точно не более того», - резюмирует Гривач

Судьба нового газового договора между РФ и Украиной пока подвешена в воздухе

Другой вопрос, что в России и Евросоюзе очень чувствительно воспринимают все эти разборки на Украине, поскольку на сегодняшний день нет соглашения, которое бы пролонгировало в правовом смысле транзит российского газа в страны Европы после 2019 года. Это создает риски того, что в январе 2019 года транзит может вообще на какое-то время остановиться, и это, конечно, приведет к крайне нервной ситуации.

Естественно, Украина не пойдет на полную остановку транзита российского газа – во-первых, это очень сильно ударит по ее интересам, а, во-вторых, этого не даст украинцам сделать Европейский союз – ведь ясно, что для Брюсселя это вопрос стратегической важности.

«Очевидно, что на сегодня, пока на Украине не сформировано новое дееспособное правительство, пока в этой стране не появится команды, имеющей мандат на согласование нового транзитного договора, прогресса в этом вопросе ждать не приходится», - заключает Гривач.

Таким образом, пока на Украине не будут проведены парламентские выборы, и не будет сформирована новая коалиция в Верховной Раде, какого-либо движения не случится, несмотря на то, что сроки российско-украинского транзитного соглашения истекают 31 декабря 2019 года. 

«В рамках последних переговоров в тройственном формате при участии России, Украины, а также Евросоюза в качестве медиатора, не было достигнуто прогресса, несмотря даже на наличие попыток со стороны Брюсселя повлиять здесь на Киев», - констатирует Гривач.

По словам Алексея Игоревича, из-за фактора украинских выборов предметный разговор по этому вопросу не состоится до сентября 2019 года, поэтому все текущие заявления по будущему газового транзита носят политический характер и не связаны с реальными переговорами.

«Нам приходится только ждать того момента, как здесь могут появиться необходимые условия», - резюмирует Гривач.

В то же время, надо обратить внимание на то, что со стороны Украины и главной ее компании – «Нафтогаза», раздаются разные сомнительные заявления, вплоть до предложения продолжать транзит по своповым сделкам, на что «Газпром», совершенно точно, не пойдет.

Все это говорит о том, что для заключения транзитного соглашения Украине придется менять свою риторику и идти здесь на уступки, поскольку, в противном случае, положительный итог здесь невозможен, несмотря даже на комплиментарную позицию Евросоюза. 

«Также, как в истории с «Укртрансгазом», все это является следствием борьбы внутренних групп на Украине – например, команда «Нафтогаза» хочет сохранить свои посты, и это также существенно влияет на данные переговоры с Россией», - резюмирует Гривач.

Таким образом, перед нами следствие очередного передела активов и сфер влияния на Украине.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 23.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики