Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый механизм позволит удержать цены на топливо после отмены заморозки

Новый механизм позволит удержать цены на топливо после отмены заморозки

После отмены соглашения о заморозке цен на бензин и дизель в оптовом сегменте, цены на топливо в пределах инфляции позволит удержать видоизмененный демпфирующий механизм. Но если вопрос полностью пустить на самотек, то цены на нефтепродукты будут расти к уровню тех стран, куда наши компании поставляют топливо на экспорт, отмечает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Отказ от продления заморозки цен на топливо

Правительство РФ не будет продлевать соглашение о контроле цен на топливо. По информации журналистов, решение было принято на совещании нефтяников у первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Козака. Стороны достигли договоренности на словах, что рост цен на мелкооптовом рынке и АЗС не будет превышать инфляцию.

«На самом деле решение довольно рискованное. Я не исключаю роста цен дополнительно к тем темпам, которые сейчас уже существуют, к темпам прироста инфляции. Но я вижу и смысл, почему такое решение необходимо принимать. Невозможно говорить, что у нас рыночная экономика и постоянно держать цены под государственным контролем. Вероятно, неофициально обязательства по ценам на себя возьмут нефтяные компании.

Все-таки, как показала прямая линия с президентом Путиным, население очень озабочено ростом цен на нефтепродукты. Но и власти здесь предпринимают соответствующие шаги. Например, недавно премьер Медведев дав вице-премьеру Козаку задание разобраться с ценами на бензин на Дальнем Востоке.  Очень живая тема и просто так повиснуть ей никто не даст. Не исключаю, что соглашение, которое было подписано между правительством и компаниями, хотя и не будет продлено, отдельная тема по демпферу все-таки сохранится.

Тем более, что Путин дал фактически прямой приказ включить в сообщение по демпферу авиакеросин и битум. Все это говорит о том, что по факту нас ждет частичный отказ от соглашения. Если вопрос полностью пустить на самотек, то цены на нефтепродукты продолжат расти к уровню тех экспортных рынков, которые наши компании поставляют на экспорт. Куда-нибудь, условно говоря, к уровню Турции или Украины, где он стоит больше доллара за литр», - комментирует собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Напомним, что в начале ноября Минэнерго и ФАС подписали соглашения по стабилизации рынка топлива на срок с 1 ноября по 31 марта 2019 года. Позже оно было продлено до 1 июля. В итоге, как отмечает эксперт Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев, за первый квартал предложение на внутреннем рынке нарастили, что привело к снижению внутренней стоимости, хотя на внешних рынках экспортная цена того же бензина заметно выше. 

Принцип работы демпфирующего механизма

Если существенных колебаний цен на нефть на внешних рынках  до конца года не произойдет, то нам удастся в 2019 году удержать цены на уровне инфляции, то есть в диапазоне 5 процентов. Теперь крайне важно, чтобы в срок заработали корректировки к демпфирующему механизму. Законопроект о корректировке демпфера должен быть принят Госдумой до 25 августа, при этом он задним числом сможет заработать уже с 1 июля 2019 года.

Тем самым у правительства еще есть время на согласование его параметров и источников финансирования. Об этом сказал участвующий в переговорах источник ТАСС из нефтяной отрасли. Он добавил, что Минэнерго и Минфин уже фактически согласовали параметры демпфера и источники его финансирования. Сейчас министерства согласовывают окончательный текст законопроекта.

«Предполагается, что либо будет не до конца соглашение отменено, то есть подписано новое не будет, но какие-то вещи другие типа демпфера сохранятся, либо все-таки Минфин вынужден будет согласиться на компенсацию нефтяным компаниям в части тех доходов, которые компании теряют из-за налогового маневра или из-за роста НДПИ.

Пока наоборот Минфин занимает очень жесткую позицию. То есть учитывает только рост НДПИ, а если компаниям будут уступки по демпферу, то чтобы они платили за счет роста НДПИ. Возможно, новое соглашение будет предусматривать в комплексе, что умерит пыл Минфина, потому что у нас накоплены неплохие финансовые запасы, уровень резервов в ФНБ находится на высоком уровне. Стоит посмотреть, как продолжит развиваться ситуация», - добавляет Станислав Митрахович.

Принцип работы демпфирующего механизма нам ранее подробно пояснилдиректор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин. По его словам, если цены на внутреннем рынке оказываются по уровню доходности менее прибыльными, чем поставки на экспорт, то государство компенсирует издержки компаниям. Если же цены на внутренний рынок оказываются значительно выгоднее экспорта, то наоборот компании выплачивают государству дополнительные деньги. Сейчас встал вопрос о корректировке коэффициентов данного механизма.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 25.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики