Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕБРР учит Россию экономить тепло

ЕБРР учит Россию экономить тепло

Пока в России низкие цены на энергоносители, повысить энергоэффективность российской экономики невозможно, отмечается в новой стратегии Европейского банк реконструкции и развития (ЕБРР) в России.

Россия расточительно относится к своим энергетическим запасам, отмечается в новой стратегии ЕБРР в России. Несмотря на улучшения, которые отмечены в последние годы, расход энергии в нашей стране остается самым высоким среди стран «большой восьмерки».

Неэкономная Россия

Согласно исследованиям, Россия могла бы экономить около 35-40% от общего объема ежегодно расходуемой энергии. В частности, если Россия научится экономить газ, то, по подсчетам Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, она сможет ежегодно зарабатывать дополнительно $84-112 млрд с экспорта этого топлива.

Главным препятствием для внедрения энергосберегающих технологий в России ЕБРР считает ценообразование на энергоносители. К примеру, цены на газ для внутренних потребителей ниже экспортных примерно на 80%, т.к. субсидируются за счет продажи газа за рубеж. Это, как отмечается в документе ЕБРР, лишает потребителей стимула экономить, а и инвесторов – вкладывать средства в энергосбережение.

Между Сциллой и Харибдой

При очень дешевых энергоресурсах действительно нет стимула развивать энергосберегющие технологии, и правительство будет вынуждено вводить их репрессивными механизмами, говорит в комментарии GZT.ru Константин Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности.

Россия обладает 26% мировых запасов газа, напоминает эксперт, и с одной стороны, это наш козырь. «Но это не значит, что если запасов много, то их надо делать "полубесплатными", – говорит Симонов. – То, что газ или электроэнергия для населения сегодня стоит копейки, это факт: достаточно взглянуть на квитанцию об оплате коммунальных услуг, чтобы убедиться, что вывоз мусора и ремонт подъезда будут стоить больше, чем электричество». Чтобы потребители начали экономить, повышать цены на внутреннем рынке придется, констатирует Симонов.

«С другой стороны, взять и повысить цены до среднерыночных невозможно: это сильно ударит по конкурентоспособности наших предприятий», – отмечает эксперт. Нельзя сбрасывать со счетов проблему холодного климата в России. «Поэтому мы находимся между Сциллой и Харибдой, – говорит Симонов. – С одной стороны, для экономики нельзя устраивать шок резким повышением цен на энергоносители, с другой – экономика не может развиваться в условиях, когда ресурсы очень дешевые». Если повышение цен будет плавным, то оно не станет катастрофой ни для населения, ни для экономики, считает Симонов. Тем более, что такими же высокими, как в Европе, цены все равно не будут: российским потребителям не придется платить транзитные расходы и пошлины, которые входят в цену для Европы. «Получается, что цена для нас будет минимум на 30% меньше, чем для европейцев, а это значит, что у нас будет запас прочности», – отмечает эксперт.

Ранее, в 2007 г., правительство собиралось к 2011 г. перейти на так называемые равнодоходные цены на газ, что означало бы его существенное удорожание для потребителей – как предприятий, так и населения. Оптовая цена на добываемый «Газпромом» газ должна была определяться по формуле, обеспечивающей равную доходность поставок газа на внешний и внутренний рынок. Однако в ситуации кризиса отраслевые лоббисты стали жаловаться на тяжелую ситуацию и призывать правительство не торопиться с повышением цен.

Научить экономить

Основной акцент деятельности ЕБРР в России будет сделан на финансировании программ энергоэффективности и приватизации госпредприятий. Об этом говорится в принятой в среду новой стратегии деятельности Европейского банка реконструкции и развития в России на 2010-2012 годы.

Борьба с энергетической неэффективностью в России – одно из главных отличий новой стратегии ЕБРР от предыдущей, действовавшей с 2006 г., признал в комментарии GZT.ru представитель ЕБРР Ричард Уоллис.

На сегодняшний день ЕБРР уже реализовало первую часть программы инвестиций в «устойчивые источники энергии» в России. Средства в виде кредитов предприятиям на внедрение энергоэффективных технологий направлялись в соответствующие проекты в разных отраслях – от пищевого производства до химической промышленности. К примеру, 600 млн евро было в 2007-2008 гг. одолжено «Северстали» на финансирование программы энергоэффективности общей стоимостью 700 млн евро. Подобных проектов будет больше, обещает ЕБРР.

Банк намерен содействовать правительству в финансировании проектов по разработке источников возобновляемых «экологически чистой энергии» (электростанций, использующих энергию солнца, ветра, воды и биомассы). Есть планы по инвестициям и в проекты по утилизации промышленных отходов, энергосбережения в зданиях (в том числе жилых), системы теплоснабжения и других.

«Радикальное повышение энергоэффективности» Дмитрий Медведев в своем недавнем послании Федеральному собранию признал одной из основных задач в рамках модернизации страны. В ближайшее время будут запущены программы по установке приборов учета. Кроме того, уже начался переход к использованию энергосберегающих ламп, в 2010 году правительство намерено модернизировать коммунальных сетей. Ранее, в апреле этого года, президент поставил задачу снизить к 2020 г. энергоемкость ВВП России не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г.

Автор: Илья Зиненко

Источник: Gzt.ru, 26.11.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики