Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Ручное" регулирование рынка топлива в РФ могут упразднить

"Ручное" регулирование рынка топлива в РФ могут упразднить

Власти РФ не планируют продлевать заморозку цен на бензин, действие которой заканчивается в конце июня. Как пишут "Ведомости" со ссылкой на источники, такое решение было принято на совещании у первого вице-премьера РФ, министра финансов Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Козака с нефтяниками 17 июня. 

При этом стороны достигли устной договоренности о том, что подорожание на мелкооптовом рынке и в рознице не будет превышать уровень инфляции, сообщает издание со ссылкой на представителей нефтяных компаний и федерального чиновника. Однако ни о каких санкциях за нарушение соглашения неизвестно, о последствиях этого для рынка топлива также официально не упоминается.  

Соглашение о сдерживании цен было заключено между нефтяными компаниями, ФАС и Минэнерго осенью прошлого года, после резкого подорожания топлива летом 2018 года. По условиям договоренности, изначально заключенной на полгода, компании могут повышать цены лишь в пределах прогнозируемой среднегодовой инфляции – 4,6%. При этом в начале года из-за роста НДС им разрешили разовое подорожание в пределах 1,7% в рознице. В марте власти приняли решение продлить соглашение до конца июня.

ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

По мнению опрошенных "Прайм" экспертов, договоренность между властями и нефтяниками в том или ином виде сохранится, даже если не будет закреплена на бумаге. "Она, по всей видимости, станет своего рода джентльменским устным соглашением и по сути продолжит действовать", — считает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник

По его мнению, власти будут продолжать мониторинг ценовой ситуации на рынке топлива в регионах, а в случае появления негативных сигналов проведут оперативные совещания и примут необходимые меры. Козак, курирующий сейчас ТЭК, придерживается политики сдерживания цен и решительно настроен удержать их в рамках годовой инфляции. В прежние годы это удавалось далеко не всегда, и порой стоимость топлива "зашкаливала", что негативно отражалось на настроениях в обществе и ситуации в экономике. 

Кабмин также выполняет задачу удержать розничные цены на топливо в рамках годовой инфляции – для этого у него есть все необходимые инструменты. "Возможно, проводятся определенные "воспитательные" процедуры, цель которых – напоминать бизнесу о его социальной ответственности. Именно этот мотив должен главенствовать, а отнюдь не желание наживаться на экспортном направлении любой ценой", — рассуждает эксперт. 

КНУТ И ПРЯНИК

В случае необходимости в арсенале властей всегда остаются заградительные меры, такие как введение заградительных пошлин на экспорт или его лицензирования. Этими мерами власти пугали тех, кто чрезмерно повышал цены.

 

Для послушных игроков существует господдержка в виде демпферного механизма, компенсирующего нефтяникам ценовые колебания. По словам аналитика по товарным рынкам "Открытие Брокер" Оксаны Лукичевой, этот механизм был разработан из-за нежелания нефтяных компаний нести нагрузку на бизнес в виде "ручного" регулирования цен на топливо.  При этом в Минэнерго РФ была поставлена цель двигаться к постепенному отказу от регулирования рынка топлива через заморозку цен. 

 

"Вместо этого выбран более гибкий механизм регулирования через так называемый демпфер, через который будет компенсироваться разница между более низкими внутренними ценами на топливо и экспортным паритетом", — говорит эксперт. 

Сейчас государство компенсирует нефтяникам 60% разницы между экспортной и фиксированной ценой бензина и дизтоплива – 56 тысяч и 50 тысяч рублей за тонну соответственно. По оценке экспертов, во втором полугодии 2019 года это обойдется в 25–30 млрд рублей. В 2020 году государство будет возвращать нефтяникам 68% и 65% разницы между экспортной и фиксированной ценой. Это позволит сдержать рост цен на бензин без потерь для нефтяников, но потери государства при цене нефти 65 долларов за баррель вырастут до 84 млрд рублей.

РОСТА ЦЕН НЕ БУДЕТ

В целом эксперты не ждут каких-либо резких скачков цен на топливо после окончания заморозки. Оснований для этого нет – цены на нефть стабильны, компенсация работает, а сложившаяся разница между розничными и оптовыми ценами сейчас в среднем достаточна для покрытия расходов торгового сегмента.

В течение последних 5-7 недель стоимость по всем видам горючего стабильно держится в текущих рамках, если подорожание и есть, то в рамках инфляции. Таким же будет и рост цен по итогам года, уверен Пасечник

Ведомства и компании, скорее всего, договорятся о контроле над рынком, а в случае сбоя данного механизма будут его корректировать, согласна Лукичева. "Вероятно, что к действию механизма придется какое-то время приспосабливаться всем участникам рынка, после чего рынок должен перейти к саморегулированию", — заключила она. 

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 25.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики