Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поставки в Японию ускорят процесс создания Россией глобального СПГ-хаба

Поставки в Японию ускорят процесс создания Россией глобального СПГ-хаба

Терминал «Новатэка» на Камчатке, который будет способствовать расширению поставок в Японию, строится для сокращения времени использования газовозов ледового класса, необходимых для прохода по Северному морскому пути, отмечает заместитель гендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Его загрузка заложит основу для создания в регионе глобального СПГ-хаба. 

Первая поставка завода «Ямал СПГ» в Японию

Завод «Ямал СПГ» осуществил первую поставку сжиженного природного газа в Японию в рамках долгосрочного контракта с концерном Total. По сообщению компании «Новатэк», разгрузка танкерной партии была произведена в терминале Тобата в полном соответствии с графиком.

Начало отгрузок СПГ на японский рынок глава «Новатэка» Леонид Михельсон назвал важным событием для компании, поскольку Япония является значительным СПГ-рынком и одним из приоритетных направлений маркетинговой стратегии.

«Вообще японский рынок считается крупнейшим в мире с точки зрения импорта СПГ. Но в то же время в последние годы там наблюдается стагнация и даже некоторый крен в сторону снижения спроса потребления сжиженного природного газа и закупок соответственно. Рынок перестал быть растущим вследствие мероприятий, которые связаны с увеличением потребления угля и ввода новых блоков АЭС, которые были остановлены после аварии на Фукусиме.

«Ямал СПГ» работает уже больше года, а при его проектировании заявлялось, что азиатский рынок будет основным направлением поставок. Но по факту ситуация несколько иная, и большая часть газа с Ямала идет на европейские рынки, где он вступает в конкуренцию с российским трубопроводным газом. При принятии решения о либерализации экспорта и предоставлении права поставок «Новатэк» обещал избегать такого развития событий.

В итоге получается, что первая партия СПГ в Японию пришла только спустя полтора года, но за это же время огромное количество сжиженного газа ушло на европейский рынок и продолжает поступать в первую очередь в Европу. Все это является в некоторой мере вызовом для России как экспортера газа», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» Алексей Гривач.

В свою очередь заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов РФ Алексей Белогорьев среди основных рынков сбыта нашего сжиженного газа после запуска «Ямала СПГ» называл Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион: Северо-Восточная Азия, Южная Азия и, возможно, в перспективе Юго-Восточная Азия. Речь идет о таких базовых на ближайшие годы рынках как Китай, Индия, Япония и Южная Корея. 

Логистические маршруты транспортировки газа

Причем успехи на этом направлении довольно заметны. По данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК, экспорт СПГ из России в страны АТР в 2018 году значительно вырос. По словам Белогорьеа, тенденция к росту связана исключительно с запуском новых мощностей на заводе «Ямал СПГ».

Стоит отметить, что «Новатэк» не только вводит новые мощности, но и прорабатывает логистические маршруты транспортировки газа. В частности, «Новатэк» намерена загружать по максимуму свои перевалочные терминалы в Мурманской области и на Камчатке. По словам Михельсона, дальнейшее развитие логистической цепочки с использованием Северного морского пути и перевалочного терминала на Камчатке будет способствовать расширению поставок в Японию и укреплению торговых и экономических связей между странами.

«Терминал на Камчатке строится для того, чтобы сократить время использования газовозов ледового класса, необходимых для прохода по Северному морскому пути. Эксплуатация этих судов более дорогостоящая, поэтому поставки ими газ на рынки конечного потребления заметно снижают эффективность транспортировки.

Для снижения себестоимости поставок в «Новатэке» и хотят загружать терминал, то есть оптимизировать логистическую инфраструктуру. Странно, что это не было заложено изначально в проект «Ямал СПГ» как в базовое решение. Было сразу понятно, что поставлять через Северный морской путь газ в Юго-Восточную Азию на судах ледового класса весьма расточительное решение», - отмечает Алексей Гривач.

Кроме того, за счет строительства морского терминала на Камчатке по перегрузке сжиженного газа компания сможет не только существенно снизить затраты на транспортировку газа, но заложит основу для создания в регионе глобального СПГ-хаба, что в свою очередь создаст условия для круглогодичного использования Северного морского морпути. 

Процессы формирования глобальных СПГ-хабов

Здесь стоит учитывать общемировые процессы формирования СПГ-хабов. Подобные хабы уже существуют для нефти, нефтепродуктов и угля, поэтому в контексте СПГ такой подход тоже может быть эффективен. Как добавляет Белогорьев, по аналогичному пути идут Сингапур, Шанхай, Токио и Роттердам. Сейчас процесс находится в начальной стадии, поэтому значение Камчатки как хаба со временем может возрасти, если развитие СПГ-проектов на Ямале и Гыдане продолжится, а объемы добычи газа возрастут.

Комплексный подход «Новатэка» к развитию привлекает инвесторов и в другие проекты компании. Напомним, что вслед за французской компанией Total в российский проект «Арктик СПГ-2» ранее зашли сразу две китайские компании - CNODC и CNOOC.  Накануне топ-менеджер «Новатэка» сообщил, что четвертым партнером в проекте «Арктик СПГ-2», вероятно, станет потребитель из Азиатско-тихоокеанского региона, а сама сделка ожидается со дня на день. Аналитики рынка сходятся во мнении, что этим партнером станет как раз Япония.

«Насколько я понимаю, японцы действительно интересуются проектом «Арктик СПГ-2», но там скорее для них важен даже не столько доступ к рынку, сколько участие в поставках оборудования, газовозов и так далее. Другими словами, Япония ставит на синергетический эффект от реализации «Арктик СПГ-2», потому что проект дорогой, поставки оборудования и затем сервис имеет важное значение.

Мы наблюдаем мультипликативный эффект. Да и «Новатэк», вероятно, хотел бы диверсифицировать своих партнеров, потому что пока набор участников у них стандартный – китайские компании и Total», - резюмирует Гривач.

«Новатэк» стремится и своими силами снижать технологическую зависимость от импорта, чтобы защититься от рисков введения новых санкций. В компании уже создана дорожная карта, согласно которой к работе по созданию промышленной отрасли для производства оборудования для СПГ в ближайшие годы будет привлечено до 800 российских предприятий.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 26.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики