Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Независимые АЗС ощутили регуляторное давление

Независимые АЗС ощутили регуляторное давление

Какие проблемы остаются на топливном рынке

Независимые АЗС пожаловались на убытки из-за чрезмерного давления со стороны государства. По их словам, топливный бизнес настолько зарегулирован, что ситуация похожа на тиски. Владельцы АЗС обратились к первому вице-премьеру Антону Силуанову с просьбой не допустить деградацию отрасли. По словам представителей Независимого топливного союза, все виды бизнеса, от переработки до розницы, находятся в кризисе. АЗС практически не получают прибыли. К этому, по мнению игроков рынка, привели чрезмерные попытки властей удержать резкие скачки цен на бензин.

Чтобы разрешить эту ситуацию, нужно снизить акциз и отменить механизм компенсаций для нефтяников, отметил автор письма, президент Независимого топливного союза Павел Баженов: «Акциз очень сильно влияет на конечную цену. Согласно изначальной задумке, он должен был снижаться последовательно. А он у нас в последнее время только рос, и планируется, что будет расти дальше. И вместо того, чтобы работать с ним, придумывается демпфирующий механизм: мы сначала соберем акциз, а потом из других фондов бюджета заплатим нефтяным компаниям компенсацию за то, что они должны, по идее, сдерживать цены. Но на самом деле есть только директивное сдерживание, а этотдемпфирующий механизм оторван от цен внутреннего рынка. Надо пересматривать картину, потому что сегодняшние реалии — это обречение наших автомобилистов на то, чтобы цена росла медленно и постепенно, безо всяких надежд на снижение».

Крупные нефтяные компании также неоднократно называли налоговую политику государства в топливной сфере непродуманной. Однако в «Роснефти» «Ъ FM» отказались комментировать предложения владельцев независимых АЗС. Кроме того, механизм демпфера — это компенсация выпадающих доходов, когда производители соглашаются продавать топливо на внутренний рынок, а не экспортировать — также собираются корректировать. А это, в свою очередь, может вызвать недовольство крупных игроков, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Мы бесконечно пытаемся усложнить всю схему. Увеличиваем одни налоги, пытаемся компенсировать за счет других выплат. Потом выясняется, что, чтобы бюджет мог что-то выплатить, нужно увеличить другие налоги. Но это не работает в конечном счете. Независимые заправщики и многие вертикально интегрированные компании настаивают на пересмотре демпфера. Но, если будет изменения, а с 1 июля он будет переработан, то дополнительные деньги, которые будут получать нефтяные компании, должны будут вернуть правительству через увеличение НДПИ.

Поэтому, когда независимые АЗС призывают дополнительно увеличить НДПИ, они тем самым говорят: “Давайте заставим вертикально интегрированные компании субсидировать наш бизнес”. Конечно, последние от этого не в восторге».

На следующей неделе истекает срок действия соглашения правительства с нефтяниками о контроле цен на топливо в рознице. Оно действует с ноября прошлого года. По данным «Ведомостей», стороны договорились, что после отмены документа рост стоимости бензина на АЗС не превысит инфляцию.

Автор: Елена Иванова 

Источник: Коммерсантъ FM, 27.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики