Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Соглашением с Японией по "Арктик СПГ-2" Россия выведет нефть и газ из-под санкций

Соглашением с Японией по "Арктик СПГ-2" Россия выведет нефть и газ из-под санкций

Вхождение консорциума MITSUI и JOGMEC в проект «Арктик СПГ-2» является позитивным событием для России – считает заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач

Экономическое сотрудничество России и Японии продолжает развиваться

Дело в том, что консорциум японских компаний MITSUI и JOGMEC приобрел 10 процентов акций проекта «Арктик СПГ-2», причем это связано с тем, что данные структуры будут покупать 2 млн тонн баррелей СПГ с этого газового начинания компании «НОВАТЭК»

Примечательно, что это случилось на полях очередной встречи в рамках саммита G20 в японском городе Осака президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Несмотря на то, что сторонам не удалось добиться продвижения по основному вопросу российско-японских отношений, а именно по судьбе мирного договора по результатам Второй мировой войны, наши отношения с Японией на экономическом фронте продолжают развиваться. И здесь данное соглашение по «Арктик СПГ-2» является большим прорывом.

«Разговоры о том, что японская компания войдет в этот проект, ходили давно. При этом, цифра в 10 процентов акций свидетельствует скорее о том, что разговор здесь идет о символическом участии японской стороны, а не о стратегическом сотрудничестве», - заключает Гривач.

Проекты компании «НОВАТЭК» на Ямале по производству СПГ в виде «Ямал-СПГ» и «Арктик СПГ-2» ориентированы, прежде всего, на внешний рынок, поэтому неудивительно, что они в большинстве своем реализуются за счет участия и инвестиций зарубежных компаний. 

К тому же, Япония является государством, чья энергетическая система зависит от импорта ресурсов, поэтому логично, что Токио развивает здесь связи с Россией, хотя лимиты в 10-15 процентов от внутреннего потребления на закупку газа из нашей страны там никто не отменял.

«Эта сделка показывает, что российско-японское сотрудничество в нефтегазовой сфере снова начало расширяться. Ведь все мы знаем, что Япония присоединялась к режиму антироссийских санкций, из-за чего в 2014 году обсуждение перспективных совместных проектов в этой сфере у нас с Токио было заморожено, но в связи с этим решением по «Арктик СПГ-2» данная ситуация начала выправляться», - констатирует Гривач.

Как считает эксперт, это важный момент в контексте всей этой ситуации с антироссийскими санкциями, ведь Япония является союзником США.

«По этой причине Япония в 2014 году была вынуждена следовать в фарватере внешнеполитического курса США, поэтому в некотором смысле это является сигналом, пусть и, прежде всего, для текущей ситуации в российско-японских отношениях», - резюмирует Гривач

Данное соглашение выгодно для нашей страны

Доля в 10 процентов в проекте «Арктик СПГ-2» не является определяющей и вряд ли окажет значительное влияние на ход и реализацию данного проекта, но, в то же время, это сигнал, который должен изменить отношение к России со стороны зарубежных инвесторов.

«Это соглашение позволит японской стороне претендовать на долю продукции и заказов в рамках «Арктик СПГ-2». Это, на самом деле, обычная практика, когда акционеры через экспортно-импортное финансирование получают возможность привлекать своих поставщиков и подрядчиков в подобный проект. Это позволит произвести импорт многих необходимых технологий в Россию», - заключает Гривач.

Ведь не секрет, что главной проблемой российской нефтегазовой отрасли в контексте западных санкций является запрет на импорт целого ряда технологий в нашу страну, что может в перспективе стать ограничением для развития данного сектора российской экономики.

Это главный плюс участия японских инвесторов в этом проекте, который имеет для России больше политический, чем экономический характер, поскольку «Ямал-СПГ» и «Арктик СПГ-2» пока не облагаются налогами и не приносят прибыли в российский федеральный бюджет. 

«Здесь, на самом деле, не совсем прозрачная ситуация, поскольку «НОВАТЭК» в своей деятельности делает упор на развитие процесса импортозамещения и развитие технологий по сжиживанию природного газа в нашей стране», - констатирует Гривач.

С другой стороны, как отмечает Алексей Игоревич, объявленные «НОВАТЭКом» сроки по импортозамещению в данной отрасли невозможны, и это говорит нам о том, что в рамках производства СПГ Россия и дальше будут зависеть от импорта зарубежных технологий.

«Что касается позиции России, как государства, по этому проекту, то нам необходимо, как привлечение иностранных инвестиций, так и сотрудничество с нашими зарубежными партнерами по нефтегазовой отрасли. При этом, по «Арктик СПГ-2» пока еще не все решено, и пока нет ответа на вопрос, а будут ли этому проекту предоставлены такие же исключения, как и «Ямал-СПГ», - резюмирует Гривач.

Соответственно, если такого объема льгот не будет, то «Арктик СПГ-2» сможет принести определенные доходы для российского федерального бюджета, хотя пока ситуация складывается так, что в этом проекте все-таки будет применен льготный налоговый режим. 

«Впрочем, главный момент здесь заключается в том, что мы выйдем благодаря этому из-под режима санкций», - заключает Гривач.

Таким образом, это стратегическое решение для России, поэтому неудивительно, что оно подписано на полях саммита в Осаке.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 29.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики