Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На развитие газомоторной отрасли до 2024 года бюджет даст 58 млрд рублей

На развитие газомоторной отрасли до 2024 года бюджет даст 58 млрд рублей

«Роснефти», «Газпрому» и «Новатэку» придется найти 500 млрд рублей

В 2019 г. бюджетное финансирование программы развития рынка газомоторного топлива может вырасти с 0,3 млрд до 3,5 млрд руб., а субсидирование производителей техники, работающей на газе, – с 2,5 млрд до 5,2 млрд. В 2020–2024 гг. господдержка отрасли может составить 10 млрд руб. ежегодно. Такие решения были приняты в мае на совещании у первого зампреда правительства Антона Силуанова. «Ведомости» ознакомились с протоколом совещания, его подлинность подтвердил представитель Силуанова. Минэнерго дорабатывает дорожную карту развития рынка газомоторного топлива, сообщил представитель министерства, правительство намерено организовать работу с «Газпромом», «Роснефтью» и «Новатэком» так, чтобы включить в дорожную карту мультипликативный эффект от частных инвестиций не менее чем в 10-кратном размере в сравнении с бюджетными затратами.

До 3,5 млрд руб. ежегодно в течение пяти лет правительство предполагает направлять на развитие сети газовых заправок, до 1,5 млрд руб. – на переоборудование техники. Еще до 5 млрд руб. будет выделяться лизинговым организациям в виде субсидий на приобретение техники, способной работать на газе. Расчеты и обоснования таких затрат Минэнерго и Минпромторг должны предоставить в Минфин к моменту формирования федерального бюджета на 2020–2022 гг.

В России 380 автомобильных газовых заправок, по данным комитета Госдумы по энергетике. С 2000 по 2018 г. продажи через них выросли с 82 млн до 624 млн куб. м, а техники, использующей газ, стало 150 000 единиц. Целевые показатели программы развития рынка газомоторного топлива: к 2024 г. он должен вырасти в 6 раз (до 3,8 млрд куб. м в год), количество заправок – в 3,7 раза до 1400 шт. В первую очередь речь идет о переводе на газомоторное топливо грузового и городского пассажирского транспорта – сейчас они потребляют около 40% топлива в стране, по данным комитета.

Несмотря на субсидии на покупку более дорогих машин на газу, на усилия «Газпрома» для развития инфраструктуры, развитие идет очень медленно, считают аналитики Vygon Consulting: газ для автопарка составляет чуть больше 0,1% спроса на топливо в России, а машин на метане – 0,3% автопарка.

Самый оптимистический прогноз доли автопарка на газу – 1% к 2025 г., говорит консультант Vygon Consulting Екатерина Колбикова. Несмотря дешевизну газа – 16 руб. за 1 куб. м против 42,7 руб. за 1 л Аи-92, – его использование ограничено множеством проблем, сетует она, и основная из них – малое количество заправок, что не позволяет грузовикам совершать длительные поездки. Замедляет переход на газ сложный процесс переоборудования автомобиля с дизельного топлива на газ, целесообразнее сразу оснащать автомобили газомоторными силовыми установками, полагает она.

«Заколдованный круг: мало заправок – мало потребителей – мало заправок, – говорит замдиректора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач. – Чтобы разорвать его, бизнесу и потребителям требуется поддержка государства». Бюджетное финансирование всех направлений газомоторной отрасли – от строительства заправок до переоборудования и выпуска новых машин на газу – он считает хорошим, хотя и несколько запоздалым сигналом.

Как между «Газпромом», «Роснефтью» и «Новатэком» будут распределены обязательства привлечь частные инвестиции в размере не менее 500 млрд руб. за пять лет, из протокола заседания у Силуанова не очевидно.

«Новатэк» уже запустил среднетоннажный СПГ-завод в Высоцке, напоминает представитель компании, а сейчас занимается проектом строительства малотоннажных СПГ-заводов в Магнитогорске и Челябинске и развитием сети заправок для карьерной техники, грузового и муниципального автопарка. Развитие производства СПГ и инфраструктуры АЗС должно обеспечиваться частными инвестициями, согласны в «Новатэке», а господдержка может включать множество мер – от прямого стимулирования и налогового стимулирования перевода транспорта на СПГ до субсидирования производства техники и изменения норм для заправочной инфраструктуры.

Инвестиции «Газпрома» в развитие газовых заправок в 2015–2018 гг. составили 20,5 млрд руб., а доля автомобилей на газу в компании превышает 50%, сообщил представитель «Газпрома». От оценки перспектив роста рынка он воздержался: «Рынок не сформирован, рост потребления газомоторного топлива будет в значительной мере определяться инвестициями в инфраструктуру».

Распределение финансирования между компаниями может осуществляться по аналогии с нормативами продажи газа на бирже, полагает Колбикова, возможен и вариант согласования минимального финансирования для каждой из них. Требуется тонкая настройка, учитывающая приоритеты газового бизнеса каждой компании и место газомоторного топлива в их стратегиях, считает она.

Как обеспечить обязательные частные инвестиции, не очень понятно, соглашается Гривач: «Сейчас в основном вкладывается «Газпром», он построил три четверти всех заправок в стране, у него есть программа существенного расширения рынка. Но если рынок станет стремительно расти, появятся потребители, то и частные инвестиции пойдут». 

Авторы: Артур Топорков, Виталий Петлевой

Источник: Ведомости, 29.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики