Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовая несостоятельность Азербайджана превратит TANAP в "вещь в себе"

Газовая несостоятельность Азербайджана превратит TANAP в "вещь в себе"

Завершение Трансанатолийского газопровода(TANAP) усилит позиции Турции, но не спасет Евросоюз от «зависимости» от российского газа – считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

Строительство TANAP играет на руку Турции

Государственная нефтяная компания Азербайджана(SOCAR) сообщила, что завершено строительство Трансанатолийского газопровода, который является основой «Южного газового коридора», т.е. проекта Евросоюза по получению природного газа в обход России.

В то же время, заявленная пропускная способность TANAP составляет всего 16 млрд кубов, причем большая часть этих объемов газа будет оставаться в Турции, не говоря уже о том, что есть сомнения, что у Азербайджана вообще хватит газа даже на такой проект.

Ведь не секрет, что недавно Баку подписал соглашение с «Газпромом» на поставку 5 млрд кубов газа, и это свидетельствует о том, что у местной нефтегазовой промышленности существуют проблемы с добычей газа и, соответственно, с материальной базой для проекта TANAP.

«Завершение строительства TANAP приведет, прежде всего, к тому, что Турция укрепит свои позиции в качестве страны-хаба на пути газа в страны-члены Евросоюза и другие европейские государства, ведь этот газовый маршрут проходит через нее», - заключает Перов

Как замечает эксперт, данную цель Турция поставила перед собой очень давно, поэтому увеличение объемов газа, которые могут прийти в Турцию, а затем быть переправлены в страны-члены Евросоюза, полностью соответствуют энергетической политике Анкары.

При этом, несмотря на то, что TANAP формально реализовывался против России, он может сыграть нам на пользу, поскольку расширит возможности транспортировки российского газа, который будут приходить в Турцию по второй нитке «Турецкого потока». И именно это позволит всей этой системе безотказно работать, поскольку у Азербайджана имеются значительные проблемы с добычей природного газа.

«Очевидно, что туркам на этом пути предстоит сделать еще очень многое, но даже реализация этого достаточно скромного по объему проекта показывает, что турки постепенно добиваются своей цели, превращаясь в центр европейского газового транзита», - констатирует Перов.

TANAP не составит конкуренции российскому трубопроводному газу

Что касается заявленного антироссийского подтекста проекта TANAP, то, как считает Александр Валентинович, нельзя утверждать, что он сможет как-то перераспределить силы на европейском газовом рынке, исходя из его объемов и объективных проблем Азербайджана. 

«TANAP является относительно маломощным газопроводом, хотя для Азербайджана, понятное дело, он представляет собой стратегически важный проект, но если брать давление на российские позиции в Евросоюзе, то он ничего с ними не сделает», - резюмирует Перов.

В то же время, про то, что он будет введен в строй уже в текущем году, известно было давно, поэтому это сообщение SOCAR не станет ни для кого сюрпризом. Так-то, данный проект представляет собой политическое начинание, поскольку иначе никто бы не вкладывал такие большие средства в этот сомнительный газопровод. Ведь он оценивается в 10-11 млрд долларов, и это за мощности в 16 млрд кубов газа в год.

Это очень дорого по сравнению с российскими проектами «Северный поток-2» и «Турецкий поток», которые за меньшие деньги и в более сложных географических условиях будут поставлять в страны-члены Евросоюза принципиально другие объемы природного газа.

TANAP является следствием мертворожденного проекта Nabucco

«Я не могу припомнить, чтобы кто-то из серьезных экспертов, а не политиков говорил, что реализация Трансанатолийского газопровода позволит вытеснить Россию с европейского энергетического рынка, поэтому перед нами сугубо «вещь в себе», - заключает Перов

Перед нами просто еще один источник поставок газа в Европу, которой необходимо много газа, хотя бы из-за общего состояния континентальной энергетики и экономики. Так что, данный проект не сможет повлиять на львиную долю России на европейском газовом рынке.

«Кроме того, в Европе падает собственная добыча газа, а импорт СПГ в силу высокой стоимости позволит европейцам только частично прикрыть свои энергетические потребности, поэтому реальной альтернативы российскому газу, как не было, так и нет», - констатирует Перов.

В действительности TANAP является отголоском знаменитого проекта Nabucco с транспортным объемом в 26-32 млрд кубов в год, где в качестве источника газа кроме Азербайджана выступала и Туркмения. Интересно, что в Евросоюзе об этом проекте еще не забыли, пусть и разговоры здесь ведут только малые государства Европы вроде Румынии, но на практике такой вариант на сегодня не осуществим.

Просто Туркмению и Азербайджан разделяет Каспийское море, которое является озером. Так что, для строительства магистрального газопровода здесь необходимо согласие всех шести каспийских государств, а его европейцы, совершенно точно, не получат. 

«Про этот Nabucco говорили, что он слишком политизированный и слишком дорогой, и все это вылилось в TANAP – менее масштабный, но также дорогой и политизированный проект, который не изменит общей ситуации на газовом рынке ЕС», - резюмирует Перов.

Соответственно, открытие TANAP ни на что не повлияет до тех пор, пока Азербайджан не решит свои проблемы с добычей газа, а суммарная газотранспортная способность данного проекта не будет увеличена с 16 до хотя бы 30 млрд кубов газа в год.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 01.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики