Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Хотите заправиться - вам в Казахстан: Заморозка цен на топливо оказалась не нужна ни нефтяникам, ни правительству России

Хотите заправиться - вам в Казахстан: Заморозка цен на топливо оказалась не нужна ни нефтяникам, ни правительству России

1 июля перестало действовать соглашение между нефтяниками и правительством России, направленное на заморозку цен на топливо. Производители еще весной нарушили обязательства, а правительство ограничивается лишь словесными угрозами. Учитывая это, эксперты строят мрачные прогнозы о будущем рынка, где бензин будет на вес золота, а граждане уже начали ездить заправляться в Казахстан.

Правительство России продемонстрировало свою неспособность взять под контроль рынок топлива, что доказывает повышение цен в мае и июне 2019 года. Поэтому ситуация вызвала оживленную дискуссию в экспертном сообществе.

Предыстория

После серьезного роста цен на топливо весной 2018 года власти страны пошли на экстренные меры для того, чтобы урегулировать ситуацию.

В частности, акцизы на топливо были снижены, а нефтяные компании обязали увеличить продажи топлива на внутреннем рынке и заморозить цены на АЗС. Во избежание проблем, связанных с ремонтом нефтеперерабатывающих заводов, некоторым компаниям было предложено ограничить экспорт продукции.

Однако данные меры не смогли положительным образом повлиять на ситуацию. Нефтяные компании в конце октября уже намекнули вице-премьеру Дмитрию Козаку на то, что они больше не хотят сдерживать рост цен на своих АЗС, которые вынуждены работать в убыток.

В ответ премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление кабмина о договорах между хозяйствующими субъектами и органами власти, которое позволило узаконить соглашение между нефтекомпаниями, ФАС и Министерством энергетики по стабилизации цен. В случае если одно из предприятий (в списке были упомянуты "Газпром нефть", "Роснефть", "Сургутнефтегаз", ЛУКОЙЛ и "Татнефть") нарушит договоренности, то экспортные пошлины введут для всех.

Кому нужно соглашение о заморозке?

Соглашение о заморозке было продлено в марте 2019 года на один квартал - до 31 июня 2018 года. В качестве поблажки была скорректирована формула демпфера. В обмен на это нефтяные компании обязались увеличить объемы поставок на внутренний рынок бензина и дизельного топлива.

Однако в ФАС с негодованием констатировали, что в апреле-мае "Роснефть", "Газпром нефть" и ЛУКОЙЛ нарушили обещания, нарастив экспорт. Как сообщает издание 360, в мае цены на бензин подскочили на 17%.

Ведомство уже пригрозило компаниям проверками, однако создается впечатление, что в договоре не заинтересованы сами власти. Да, Медведев уже пригрозил провинившимся карами, поручив вице-премьеру Дмитрию Козаку следить за ситуацией и ввести запрет на экспорт в случае крайней необходимости. 

Но РИА Новости со ссылкой на собственные источники утверждает, что правительство не планирует продлевать соглашение. Учитывая это, эксперты строят свои прогнозы о дальнейшем развитии ситуации.

Прогнозы не радуют

Наиболее пессимистичный сценарий озвучил доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов. Он не исключает, что в ближайшее время цены на бензин могут вырасти до 120 рублей за литр.

С этим не согласился руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Он напомнил про существование джентельменского соглашения с нефтяниками, демпфера, установленных в рамках инфляции.

"Это заявление голословное, не подкрепленное никаким базисом. Цены будут все рано удерживаться в рамках джентельменского соглашения. Если же они начнут подниматься выше уровня инфляции, то на этот случай существуют заградительные меры и пошлины. Нефтяники не захотят рисковать экспортом", - заявил аналитик Царьграду.

Но директор Института проблем глобализации Михаил Делягин напомнил, что правительство планирует постепенно обнулить экспортные пошлины, что только усугубит ситуацию. Одновременно идет повышение акцизов и НДПИ.

"То есть как бы логика в том, что русские не должны потреблять ценное сырьё, которое должно доставаться другим более цивилизованным народам. Другой логики здесь просто нет. Сделать нефть и нефтепродукты запредельно дорогими в России, чтобы они уходили в ту же самую Германию. Практически пример Казахстана, где 30 процентов бензина поступает из России и стоит он более чем в полтора раза дешевле, чем у нас. Благодаря усилиям правительства Медведева, 70% цены бензина сейчас составляют налоги. Никакой необходимости в этом нет", - пояснил эксперт.

В результате команда Медведева умудрилась добиться уникальных результатов: бензин стоит безумных денег, а нефтеперерабатывающие заводы стали убыточными.

"Поскольку об отмене налогового манёвра речи не идёт, эти либеральные маньяки упёрлись, то у нас будет очередной скачок цен на бензин. Причём он будет существенным, потому что, естественно, все участники рынка попытаются компенсировать убытки, которые они несли в предшествующие месяцы", - добавил Делягин.

За бензином в Казахстан

Тревожные данные озвучила и ведущая телеканала Царьград Мария Иваткина. Граждане России уже начали ездить заправлять автомобили... в Казахстан, где литр бензина стоит 26 рублей. Дело в том, что казахстанские власти активно проводят модернизацию производства, одновременно ограничивая экспорт нефтепродуктов. В РФ такого не происходит.

"Понять чиновников отчасти можно. Мы какая страна? Сырьевая. Из 550 миллионов тонн уходит на экспорт больше половины. А это бюджетные деньги. Но что бюджету хорошо, автомобилистам плохо", - пояснила Иваткина.

Такая тенденция может сохраниться и далее. Как сообщает Ura.ru, после прекращения действия соглашения о заморозке цены на заправках в РФ 1 июля подскочили на 1-10 копеек.

ФАС в борьбе за рынок

Обстановка на рынке беспокоит даже регуляторов. Свою идею выхода из кризиса ранее озвучил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. Он предложил делегировать полномочия по регулированию биржевых продаж топлива независимым нефтеперерабатывающим заводам.

Впрочем, инициативу раскритиковал член генсовета "Деловой России" Алексей Рябинин. По мнению эксперта, новый механизм только усложнит процедуру ценообразования, создав еще больше неизвестных параметров.

"Проблема кроется в том, что доходы населения снижаются, и в этих условиях даже при заморозке цен на бензин или их минимальном росте существующая проблема не будет иметь однозначного успешного решения", - цитируют его слова "Невские Новости". 

Источник: Царьград, 02.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики