Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Бывшие акционеры ЮКОСа пытаются действовать через Гаагу

Бывшие акционеры ЮКОСа пытаются действовать через Гаагу

Многолетние усилия бывших совладельцев компании Михаила Ходорковского по использованию в противостоянии с российскими властями международных судов, на первый взгляд, принесли некоторые успехи. 30 ноября арбитражный суд в Гааге решил, что под его юрисдикцию подпадают жалобы компаний, связанных с GML (Group MENATEP Ltd, основной акционер ЮКОса), против России. Истцы ссылаются на положения Энергетической хартии о защите инвестиций, которую Россия не ратифицировала.

В реальности у бывших сподвижников Ходорковского мало шансов на успех. Во-первых, их ожидают трудности юридического характера. Россия не только не ратифицировала Энергетическую хартию, но и недавно вышла из режима её временного применения. Доказать, что положения Энергохартии все равно применимы к России даже в этом случае, будет очень непросто, в том числе по причинам отсутствия прецедентов привлечения к материальной ответственности государств по Энергетической хартии на столь большие суммы (около 100 млрд долларов). Вполне возможно, что нас ожидают многотомные и многолетние споры по юридической интерпретации положений Энергохартии, которые в материальном смысле кончатся ничем. Да и пример компании «Нога» показал, что получить в качестве компенсации российскую собственность за рубежом крайне сложно.

Акционеров ЮКОСа поджидают и политические препятствия. Уже несколько лет как в реальной мировой политике активность бывших менеджеров ЮКОСа рассматривалась как сугубо маргинальное явление. Даже в западных СМИ открыто высказывались предположения, что бывшие акционеры и управляющие ЮКОСа уже давно просто не воспринимают ситуацию адекватно и без всяких рациональных аргументов на то надеются на шансы настроить в свою пользу западный бизнес и ключевых политиков.

В реальности западное деловое сообщество в лице крупных предпринимателей, а также лидеры основных государств Европы ещё несколько лет назад «проглотили» последствия дела ЮКОСа и сейчас явно настроены на продолжение сотрудничества с Владимиром Путиным, а вовсе не на дискуссии относительно событий 2003—2004 гг. вокруг ЮКОСа. Ситуацию вряд ли изменит даже возможный жесткий новый приговор Ходорковскому — для крупного бизнеса ЕС и США это тема является уже практически «отыгранной картой», практически не влияющей на новые контракты с российскими резидентами.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики