Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Схема свопа" легко заменит США на Азербайджан в поставках нефти на Украину

"Схема свопа" легко заменит США на Азербайджан в поставках нефти на Украину

Поставки нефти из США в Одесский порт не способны решить ключевую проблему Украины, которая заключается в плачевном состоянии нефтепереработки, на всю страну фактически работает только один крупный завод, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Поставки нефти из США на Украину

В Одесский порт накануне доставили первую в истории Украины партию американской нефти объемом 75 тысяч тонн. По информации пресс-службы порта, разгрузка в береговые резервуары займет около 36 часов. Далее сырье планируется отправить на переработку по нефтепроводу до Кременчугского НПЗ.

Следующий танкер с нефтью сорта Bakken может прибыть в Одессу уже в августе. Как отметил на своей странице в Facebook член комитета Совета Федерации по безопасности Франц Клинцевич, «теперь мы услышим много восторженных возгласов насчет того, что зависимости Украины от российских энергоресурсов приходит конец. Вот только на задний план ушел главный вопрос: сколько Киев заплатил за американскую нефть».

«Экономика таких поставок теоретически может быть не самой плохой, но они никак не решают все те сложности, которые накопились на Украине в энергетической отрасли. Сами поставки должны создать позитивный информационный повод и лишний раз объявить, что Украина и США крупные партнеры, которые  якобы зависят друг от друга - одна дает рынок сбыта для американской нефти, другая спасает партнера от нехватки энергоресурсов. На самом деле все это полная ерунда.

Украина за время своего независимого существования полностью убила нефтепереработку в стране. Ей достались после СССР пять крупных нефтеперерабатывающих завода, которые могли перерабатывать большое количество нефти и производить из нее нефтепродукты. Конечно, эти заводы были не самые современные, если сравнить с мировыми аналогами, но Белоруссия же смогла успешно модернизировать свои НПЗ и сейчас продает нефтепродукты в Европу, зарабатывая большие деньги.

Украина же сознательно свою переработку убивала, что началось еще со времен Тимошенко и ухудшилось после Майдана. Сейчас большая часть нефтепродуктов на украинском рынке импортные, то есть Киев предоставил другим странам возможность получать добавленную стоимость и закупает готовую продукцию. Дизель шел из России, бензин поставляет Белоруссия и страны Прибалтики, а сама нефть по сути Украине сегодня не нужна, так как у нее остался один Кременчугский НПЗ», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» Станислав Митрахович.

Напомним, что в апреле российские власти полностью запретили поставки нефти на Украину, что стало ответом на многократное введение Киевом эмбарго на российские товары. В России также  подчеркивали, что отменят запреты в ответ на аналогичные действия со стороны Украины. Решение Москвы обернулось для Киева очень серьезной энергетической проблемой, что признали и на уровне Совета национальной безопасности и обороны Украины. 

"Схема свопа" в поставках нефти 

Кременчугский завод не обеспечивает и половины потребностей страны в топливе, поэтому Киев начнет активнее закупать энергоресурсы в других странах. Все это негативно скажется на экономике страны, так как цены на сырье и топливо будут выше. Фактически получит развитие та же самая истории, что происходила и с реверсом газа. Украина не покупает российский газ напрямую по политическим мотивам, теперь по такому же принципу они будут приобретать нефтепродукты у Белоруссии или у других стран, выработанные в том числе из российской нефти.

Наиболее чувствительным для Киева эксперты называют здесь возможный дефицит угля, потому что значительная часть энергетики страны и многие процессы в металлургической отрасли завязаны именно на уголь. Проблемы здесь грозят масштабным сокращением производства и как следствие политическими протестами.

«Действительно такая же история была с углем, который встречали с музыкой из США. В итоге выяснилось, что объемы антрацита поставляются совсем не большие. Были и поставки газа из США, в польское Свиноуйсьце приходил танкер с СПГ, после чего он проходил регазификацию и небольшие объемы газа поступали на Украину.

Они ничего не меняли, оставаясь каплей в море, просто информационным поводом. Проблема не в том, чтобы закупить один или несколько танкеров с энергоресурсами у США. Украина просто не нуждается в нефти, она не способно перерабатывать большие объемы и предпочитает покупать все готовое. Куда Украина вообще денет эту нефть, если заводы стоят, идет деиндустриализация.

Им хватает собственной добычи плюс небольшие объемы нефти, которые они покупают у Азербайджана, находящегося относительно недалеко. По Черному морю идут прямые поставки, нет необходимости возить нефть из США. Киев может покупать по механизму обмена, используя схему свопа, когда формально нефть из Америки, а по факту из Азербайджана. Несклько лет назад такую схему использовала Белоруссия, покупая «венесуэльскую нефть» по схеме свопа у Азербайджана», - резюмирует Станислав Митрахович.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 07.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики