Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина предотвратит техногенную катастрофу только пересмотром транзитных отношений с РФ

Украина предотвратит техногенную катастрофу только пересмотром транзитных отношений с РФ

На Украине считают, что в случае утраты транзита российского газа страну ждет техногенная катастрофа, в результате которой целые регионы потеряют вообще доступ к газу. Пересмотр транзитных отношений с РФ способен решить проблему, считают эксперты, но руководству «Нафтогаза» все равно придется уходить от советской модели использования ГТС. 

Риски техногенной катастрофы на Украине

О рисках техногенной катастрофы на Украине в случае потери транзита российского газа заявил экс-министр экономики страны Виктор Суслов. По его словам, Киев не сможет поддерживать необходимое давление в газопроводах, если утратит транзит. Для нормальной работы системы через нее должны проходить 45 миллиардов кубометров топлива. Меньшее же количество газа не позволит трубам нормально работать из-за их большого диаметра.

С десятью миллиардами кубов система работать не будет, считает Суслов, а это значит, что целые регионы Украины вообще потеряют доступ к газу. Чтобы поддерживать давление на необходимом уровне придется отключать не только предприятия, но и целые города. И Киев не способствует решению проблемы, занимая в этом вопросе агрессивную позицию, которая толкает Россию и Евросоюз к тому, чтобы строить газопроводы в обход Украины.

«Нынешнее руководство «Нафтогаза» каждый день пишет у себя в фейсбук и твиттере, что договора точно не будет. Традиционно они винят Россию в срыве подписания соглашения, хотя впереди еще полгода и можно договариваться. У сторон есть опыт подписания договора даже в новогоднюю ночь. Если Киев не торпедирует соглашение, то его еще можно подписать, в 2020 году России еще будет необходим транзит газа через Украину. К тому моменту «Северный поток-2» явно на полную мощность запущен не будет, так как европейцы на своей территории не успели достроить сухопутную часть.

На территории Европы сухопутная часть «Турецкого потока» во второй нитке тоже не достроена, поэтому в 2020 году 40-50 млрд кубов, вероятно, транзитом пойдут через Украину. Другое дело, что в модели, по которой была построена украинская ГТС и система газоснабжения, ей действительно не нужно сохранять большой объем транзита. В дальнейшем мы готовы оставить Украине от 10 до 15 млрд кубов газа, о чем ни раз говорилось на высшем уровне.

Нынешнее руководство «Нафтогаза» совершенно не думало о том, как выживать в случае уменьшения транзита. Пересмотр транзитных отношений неминуем, и очень важно на трехсторонней встрече Россия-Европа-Украина решить, в какие страны РФ будет поставлять газ через Украину, какие будут запитываться через «Турецкий поток», «Северные потоки» и так далее», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Пересмотр транзитных отношений РФ и Украины 

Соответственно Украине необходимо выделить трубу на те государства, которым оставят транзит, поддерживать ее в рабочем состоянии и перестраивать всю систему газоснабжения. По мнению эксперта, РФ не обязана обеспечивать надежность газоснабжения потребителей внутри Украины, это задача не «Газпрома», а «Нафтогаза». Руководству украинской компании все равно придется уходить от советской модели использования ГТС, и не российская проблема, если «Нафтогаз» ничего не делает и возник риск, что вся модель газоснабжения рухнет.

Как ранее обращал внимание заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, сейчас состояние ГТС мягко скажем не очень хорошее, в аварийном состоянии находится значительная ее часть. И хотя это не магистральные газопроводы, по которым идет экспорт газа, тем не менее, газовое хозяйство Украины оставляет желать лучшего. В качестве одного из решений проблемы транзита газа через Украину Россия предлагает идею консорциума, но для начала Украине предстоит пересмотреть транзитные отношения с РФ.

«Если рационально к этому вопросу подойдет новое руководство «Нафтогаза», которое должно прийти со сменой правительства, например, сядут и адекватно договорятся с РФ, что транзит в Молдавию и Румынию мы оставляем через Украину, а все остальное в обход, то ситуацию можно нормализовать. Вкладывать деньги на поддержание работоспособности Украина начнет именно в эту трубу вместо того, чтобы распылять средства, как сейчас, их все равно не хватит на поддержание работоспособности всей ГТС.

Да и часть трубы все равно нужно разбирать, так как она строилась на транзит около 140 млрд кубов. Естественно, что такие объемы никогда уже не будут востребованы. Нужно понять, что сохранится, а все остальное разобрать и сдать на металлолом. Менять энергетическую политику в части газоснабжения тоже придется. Запитываться предстоит не от транзитной трубы, как раньше, когда поставки с РФ потреблялись внутри страны, а такой же объем собственной добычи уходил в Европу с западной части Украины.

Такие обменные операции осуществлялись постоянно, что позволяло сэкономить средства на счет физической прокачки газа. Такая модель закончится, и Украине надо будет брать либо реверсный российский газ, который тоже сложно доставить, либо собственный газ и уже физически доставлять его потребителю внутри страны. Транзитный маршрут  предстоит как минимум переделать во внутреннюю трубу газоснабжения», - резюмирует Игорь Юшков.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 17.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики