Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина предотвратит техногенную катастрофу только пересмотром транзитных отношений с РФ

Украина предотвратит техногенную катастрофу только пересмотром транзитных отношений с РФ

На Украине считают, что в случае утраты транзита российского газа страну ждет техногенная катастрофа, в результате которой целые регионы потеряют вообще доступ к газу. Пересмотр транзитных отношений с РФ способен решить проблему, считают эксперты, но руководству «Нафтогаза» все равно придется уходить от советской модели использования ГТС. 

Риски техногенной катастрофы на Украине

О рисках техногенной катастрофы на Украине в случае потери транзита российского газа заявил экс-министр экономики страны Виктор Суслов. По его словам, Киев не сможет поддерживать необходимое давление в газопроводах, если утратит транзит. Для нормальной работы системы через нее должны проходить 45 миллиардов кубометров топлива. Меньшее же количество газа не позволит трубам нормально работать из-за их большого диаметра.

С десятью миллиардами кубов система работать не будет, считает Суслов, а это значит, что целые регионы Украины вообще потеряют доступ к газу. Чтобы поддерживать давление на необходимом уровне придется отключать не только предприятия, но и целые города. И Киев не способствует решению проблемы, занимая в этом вопросе агрессивную позицию, которая толкает Россию и Евросоюз к тому, чтобы строить газопроводы в обход Украины.

«Нынешнее руководство «Нафтогаза» каждый день пишет у себя в фейсбук и твиттере, что договора точно не будет. Традиционно они винят Россию в срыве подписания соглашения, хотя впереди еще полгода и можно договариваться. У сторон есть опыт подписания договора даже в новогоднюю ночь. Если Киев не торпедирует соглашение, то его еще можно подписать, в 2020 году России еще будет необходим транзит газа через Украину. К тому моменту «Северный поток-2» явно на полную мощность запущен не будет, так как европейцы на своей территории не успели достроить сухопутную часть.

На территории Европы сухопутная часть «Турецкого потока» во второй нитке тоже не достроена, поэтому в 2020 году 40-50 млрд кубов, вероятно, транзитом пойдут через Украину. Другое дело, что в модели, по которой была построена украинская ГТС и система газоснабжения, ей действительно не нужно сохранять большой объем транзита. В дальнейшем мы готовы оставить Украине от 10 до 15 млрд кубов газа, о чем ни раз говорилось на высшем уровне.

Нынешнее руководство «Нафтогаза» совершенно не думало о том, как выживать в случае уменьшения транзита. Пересмотр транзитных отношений неминуем, и очень важно на трехсторонней встрече Россия-Европа-Украина решить, в какие страны РФ будет поставлять газ через Украину, какие будут запитываться через «Турецкий поток», «Северные потоки» и так далее», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Пересмотр транзитных отношений РФ и Украины 

Соответственно Украине необходимо выделить трубу на те государства, которым оставят транзит, поддерживать ее в рабочем состоянии и перестраивать всю систему газоснабжения. По мнению эксперта, РФ не обязана обеспечивать надежность газоснабжения потребителей внутри Украины, это задача не «Газпрома», а «Нафтогаза». Руководству украинской компании все равно придется уходить от советской модели использования ГТС, и не российская проблема, если «Нафтогаз» ничего не делает и возник риск, что вся модель газоснабжения рухнет.

Как ранее обращал внимание заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, сейчас состояние ГТС мягко скажем не очень хорошее, в аварийном состоянии находится значительная ее часть. И хотя это не магистральные газопроводы, по которым идет экспорт газа, тем не менее, газовое хозяйство Украины оставляет желать лучшего. В качестве одного из решений проблемы транзита газа через Украину Россия предлагает идею консорциума, но для начала Украине предстоит пересмотреть транзитные отношения с РФ.

«Если рационально к этому вопросу подойдет новое руководство «Нафтогаза», которое должно прийти со сменой правительства, например, сядут и адекватно договорятся с РФ, что транзит в Молдавию и Румынию мы оставляем через Украину, а все остальное в обход, то ситуацию можно нормализовать. Вкладывать деньги на поддержание работоспособности Украина начнет именно в эту трубу вместо того, чтобы распылять средства, как сейчас, их все равно не хватит на поддержание работоспособности всей ГТС.

Да и часть трубы все равно нужно разбирать, так как она строилась на транзит около 140 млрд кубов. Естественно, что такие объемы никогда уже не будут востребованы. Нужно понять, что сохранится, а все остальное разобрать и сдать на металлолом. Менять энергетическую политику в части газоснабжения тоже придется. Запитываться предстоит не от транзитной трубы, как раньше, когда поставки с РФ потреблялись внутри страны, а такой же объем собственной добычи уходил в Европу с западной части Украины.

Такие обменные операции осуществлялись постоянно, что позволяло сэкономить средства на счет физической прокачки газа. Такая модель закончится, и Украине надо будет брать либо реверсный российский газ, который тоже сложно доставить, либо собственный газ и уже физически доставлять его потребителю внутри страны. Транзитный маршрут  предстоит как минимум переделать во внутреннюю трубу газоснабжения», - резюмирует Игорь Юшков.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 17.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики