Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина может остаться без топлива из-за ввода спецпошлин на дизтопливо и СПГ из России

Украина может остаться без топлива из-за ввода спецпошлин на дизтопливо и СПГ из России

Если бы Россия решила жестко ответить Украине на ввод спецпошлин на дизтопливо и сжиженный газ, то запретила бы полностью топливные поставки в соседнюю страну. Как отмечают эксперты, такой подход способен спровоцировать масштабный кризис и обрушить политический режим на Украине, но руководство РФ пока не считает нужным действовать так жестко. 

Спецпошлины на импорт дизеля и СПГ из России

Кабинет министров Украины ввел спецпошлины на импорт российского дизельного топлива трубопроводным транспортом, а также на импорт сжиженного газа. Об этом сообщил представитель украинского президента в кабинете министров Андрей Герус.

Спецпошлина на дизельное топливо с 1 августа будет составлять 3,75%, а с 1 октября увеличится до 4%. Что касается сжиженного газа, то в августе спецпошлину установят на отметке 1,75%, а с октября она возрастет до 3%.

«Параметры пошлин выглядят как небольшие, поэтому фундаментально они не изменят структуру украинского рынка нефтепродуктов. Россия останется ключевым поставщиком дизельного топлива и сжиженного газа для Украины. По некоторым подсчетам только дизеля из России сегодня поставляется на сумму до 2 млрд долларов, что позволяет занимать РФ первое место среди всех поставщиков Украины.

Поставки идут по дизелепроводу, который считается наиболее экономически рентабельным способом доставки топлива. СПГ также идет из РФ в большом количестве, но теоретически Украина может заменять российский газ, настраивать новую логистику. Очевидно, что альтернатива будет дороже, поэтому украинские трейдеры оценивают пошлины как сомнительные. По своей воле никто из них не станет от закупок топлива у России.

Вероятно, они продолжат так делать, так как небольшие спецпошлины не сделают дизель и газ менее конкурентоспособным, чем импорт из Европы. Скорее всего, вся инициатива была придумана для того, чтобы показать избирателям перед выборами «жесткость» Зеленского, который якобы доказывает, что Украина не зависит от России», - считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Как считает Герус, роста цен на энергоносители для населения ожидать не приходится, так как на то есть ряд причин. Во-первых, Киевом планируется расширение программы субсидий. Во-вторых, будут расширяться альтернативные каналы поставок, например, из Белоруссии, Литвы и Польши. Более того, представитель Зеленского рассчитывает за счет спецпошлин дополнительно привлечь в бюджет около 77 млн долларов.

Риск масштабного топливного кризиса

По его мнению, эти средства необходимо направить на расширение программы субсидий и поддержку малообеспеченных слоев населения. В настоящее время на рынке нефтепродуктов страны наблюдается избыток ресурса, поэтому существуют основания для некоторого снижения розничных цен, считает Герус.

«После того, как Зеленский намекнул, что тарифы на энергоресурсы могут быть уменьшены, Герус попытался сдать назад и утверждал, что президента неправильно поняли, он пошутил. Где гарантии, что Герус потом вновь не скажет, что мы команда юмористов и со спецпошлинами тоже пошутили. Это к вопросу о качеству заявлений Геруса и нынешних властей Украины.

Что касается альтернативных вариантов поставки, то Литва и Польша действительно производят нефтепродукты, но их недостаточно для Украины. Если бы Россия решила жестко ответить Украине на ввод спецпошлин на дизтопливо и сжиженный газ, то запретила бы полностью топливные поставки в соседнюю страну. Мы сразу же увидим дефицит на Украине, а цены взлетят на десятки процентов в зависимости от конъюнктуры текущего месяца и недели.

Такой подход способен спровоцировать масштабный топливный кризис, придется в сжатые сроки через порты транзитом закупать топливо у Польши и Литвы, произойдет резкий рост. Все это может в итоге обрушить политический режим на Украине, но руководство РФ пока не считает нужным действовать так жестко», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» Станислав Митрахович.

Напомним, что Украина с 2016 года вводит пошлины и эмбарго на российские товары, список оказавшихся под санкциями товаров постоянно расширяется. В очередной раз Киев обновил перечень в апреле. Москва назвала эти действия новым недружественным шагом и заявила о необходимости защищать свои интересы.

В итоге в начале лета вступил в силу запрет на поставки угля и нефтепродуктов из России на Украину. Под запрет попали также отдельные виды продукции машиностроения, легкой промышленности и металлообработки. Причем Россия неоднократно заявляла о планах отменить ограничения в ответ на аналогичные действия со стороны Киева, но похоже, что такое время еще не настало.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 18.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики