Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российский рынок топлива: мнения, перспективы, ожидания

Российский рынок топлива: мнения, перспективы, ожидания

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности. 

С 1 июля правительство отказалось от ручного регулирования цен. По заявлению Минфина дальше, в рамках налогового маневра, все отрегулирует введенный демпферный механизм. Есть разные точки зрения как теперь себя поведет топливный рынок - большинство склоняется к тому, что топливо подорожает до 50 рублей, возможно выше. Меньше мнений, и в основном это мнения правительства, что рынок придет в равновесие. Институт развития технологий ТЭК, провел экспертный опрос по теме "Российский рынок топлива: мнения, перспективы, ожидания". 

Станислав, оцените цену топлива в России по сравнению с зарубежными странами, покупательной способностью населения, структурой экономики. Можно ли считать ее чрезмерно высокой или надо признать адекватной? 

На цену топлива можно смотреть с разных ракурсов. Цена в России существенно ниже уровней экспортных рынков для наших компаний, к которым она в перспективе и будет стремится (к условному уровню Турции). 

- В Казахстане цена бензина почти в два раза ниже, чем в России вследствие более низких налогов. Стоит ли России снизить налоги на топливо? Помогло бы это росту экономики, или пополнение бюджета за счет топливных налогов более оптимальная политика? 

Цена в Казахстане ниже в силу в разы более низкого акциза, чем в РФ. От низкой цены на топливо выигрывают прямые потребители и часть бизнеса. С другой стороны, Казахстан, как и другие страны, повышавшие за последние годы цены на топливо, не сможет удерживать низкие цены вечно - бюджет страны нужно наполнять, а казахстанские власти достаточно амбициозны в плане бюджетных расходов. В среднесрочном и тем более долгосрочном плане более вероятен рост цен в России в сторону уровней экспортных рынков, чем в сторону низких казахстанских цен, которые тоже будут расти.

- Как вы оцениваете работоспособность и эффективность предложенного правительством демпферного механизма сдерживания цен? Будет ли от него польза, и если будет, то в какой степени он сможет сдержать внутренние цены при росте цены нефти на мировом рынке? Как он будет работать, если цена нефти, наоборот, резко снизится, например, до 30-40 долларов за баррель? 

Демпфер стал лучше, чем он был в начале 2019 года. Но и скорректированный демпфер будет компенсироваться за счет роста НДПИ. Это политика "тришкиного кафтана", когда поблажки от правительства в плане выплат в пользу компаний компенсируются поднятием налогов для тех же компаний. Если цена на нефть резко снизится, существенного снижения цен на бензин ожидать не стоит. Демпфер могут пересмотреть, но самое главное другое - компаниям нужно будет компенсировать снижение доходов от экспорта нефти. Поэтому как минимум снижения цен на моторное топливо на внутреннем рынке не будет 

- Какие альтернативные механизмы сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке могло бы применить правительство? Оставить акциз на экспорт? Ввести административные ограничения на объемы экспорта нефти и топлива? Какие-либо другие механизмы? Чем они были бы лучше или хуже нынешнего варианта налогового маневра − свободного экспорта с повышением налогов на НДПИ и с возвратным акцизом?  

Невозможно одновременно сделать так, что и волки были сыты, и овцы целы. Кто-то должен платить: либо это бюджет, либо компании, либо потребители. Минфин теоретически может пойти на уступки, отказавшись от увеличения НДПИ или снизив акцизы - но пока нет никаких признаков, что правительственные финансисты, ответственные за бюджет, пойдут на уступки. Платить больше теоретически могут потребители - условно говоря, цена в РФ может стать как на Украине (около 1 евро за литр бензина в пересчете). Но тогда неизбежны социальные протесты. Наконец, платить могут компании - можно заставлять их субсидировать переработку и розничный сбыт за счет доходов от экспорта нефти. Эта модель работает сейчас. Ее можно сравнить с сильным лекарством - какое-то время можно применять, но если делать это постоянно, то выработается зависимость. И тогда инвестиции в переработку и сбыт потеряют всякий смысл. И тогда проблема роста цен на бензин покажется глубоко второстепенной на фоне проблем иного рода: локальных дефицитов топлива, снижение качества топлива.  

- Каковы перспективы расширения парка автомобилей на газе и электромобилей с точки зрения сокращения потребления бензина и сдерживания его цены, и стоимости перевозок в целом? 

Электромобили для РФ еще долго будут неактуальными, если говорить о массовом спросе. У автомобилей на автогазе большие перспективы, но для этого нужны два условий. Во-первых, нужно наладить из массовое промышленное производство, когда машина сходит с конвейера уже с двигателем на газе, а не когда машины уже после переоборудуют в каких-то условиях, зачастую кустарных. Во-вторых, нужны усилия правительства по софинансированию сети заправок, чтобы покупка газа была не сложнее покупки бензина или дизеля для потребителя. 

Источник: Институт развития технологий ТЭК, 19.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики