Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сжиженный газ из РФ проник в Европу через "американские" терминалы

Сжиженный газ из РФ проник в Европу через "американские" терминалы

США в борьбе с "Северным потоком – 2" просмотрели новую угрозу

США в борьбе с «Северным потоком – 2» (СП-2) просмотрели новую «угрозу» для Европы – российский сжиженный природный газ. Убеждая Германию отказаться от строительства СП-2, США настаивали на строительстве большего количества терминалов для сжиженного газа в Европе, надеясь с их помощью нарастить поставки своей продукции. Сейчас, после падения цен на СПГ в Азии, этот проект стал интересен и для европейцев, однако увеличение числа терминалов в Европе более выгодно России, чем США, пишет немецкая Handelsblatt.

США не устают предостерегать Германию от углубления энергетического партнерства с Москвой и настойчиво выступают за строительство терминалов для СПГ. Однако, несмотря на непрекращающиеся угрозы санкций США против участников проекта строительства газопровода по дну Балтийского моря (а речь о крупнейших европейских компаниях, в том числе немецких), российский «Газпром» отчитывается о том, что строительство СП-2 идет полным ходом.

Готовящиеся санкции США против участников проекта газопровода «Северный поток – 2» бессмысленны, считает директор по исследованиям калифорнийского Независимого института Уильям Шугарт. Его статья опубликована в издании Hill. Шугарт считает, что предполагаемое введение санкций ударит в большей степени по американским компаниям и банкам, сотрудничающим с европейскими партнерами «Газпрома». По мнению эксперта, более «эффективным методом» борьбы с проектом могли бы быть поставки сжиженного природного газа из США в Европу. С июля 2018 года поставки американского СПГ в Евросоюз увеличились на 272% – до 10,4 млрд куб. м.

Как бы под нажимом США и как бы в интересах США Берлин действительно занимается расширением инфраструктуры для сжиженного газа. Есть конкретные планы по строительству новых терминалов для СПГ в немецких Брунсбюттеле, Штаде и Вильгельмсхафене. Но в конечном счете от всего этого в большей степени выиграет Россия, а не США, считает Handelsblatt.

Немецкие эксперты обращают внимание, что прошлой зимой в ЕС было поставлено больше СПГ из России, чем из США, катализатором чего стало, по их мнению, снижение цен на азиатском рынке СПГ. Они предостерегают от дискриминации СПГ из России перед СПГ из США. «Нельзя допустить возникновения политически мотивированных монополий. В том числе в области СПГ», – сказал управляющий Немецкого энергетического агентства Андреас Кульман. Европейцы, безусловно, заинтересованы в увеличении предложения, которое среди прчего приводит к падению цены.

Для России, однако, не все так однозначно. «Газпром» экспортирует ежегодно около 200 млрд куб. м трубопроводного газа (вся глобальная торговля СПГ составляла 430 млрд в 2018 году в пересчете на газ). Германия является крупнейшим в Европе покупателем, и очевидно, что СПГ из России – его конкурент.

В основном весь российский СПГ на европейский рынок поступает с проекта «Ямал СПГ» компании НОВАТЭК, глава которой Леонид Михельсон сообщил в понедельник о закрытии сделки по привлечению иностранных инвесторов уже в следующий крупный проект – «Арктик СПГ – 2». НОВАТЭК и его партнеры просто вынуждены сейчас направлять весь объем сжиженного газа в Европу, так как ее завод был построен значительно раньше срока, пояснил «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. «Вторая очередь была запущена на полгода, а третья – более чем на год раньше плана. А газовозы строятся по графику, их не хватает. Не хватает и арендованных НОВАТЭКом танкеров класса ARC4 (могут ходить в арктических морях с проводкой ледоколов). Ситуация усугубляется тем, что «Ямал СПГ» работает с существенным превышением проектной мощности, в первом полугодии 2019-го он произвел не 8,25, а 9 млн т», – объясняет Юшков.

Дефицит танкеров привел к тому, что «Ямалу СПГ» необходимо максимально сократить плечо хода арктических танкеров. Ведь чтобы транспортировать СПГ в Азию, нужно довозить сжиженный газ как минимум до Камчатки, что увеличивает время хода. Именно из-за этой проблемы весь российский СПГ с Ямала идет в западном направлении. Компания-оператор перешла на перегрузку «борт в борт» с арктических танкеров в стандартные в Мурманской области (до этого перегружали в Норвегии).

Поставщикам американского СПГ периодически выгодней поставлять газ в Европу (при падении цен в Азии и странах Центральной и Южной Америки), говорит Юшков. Поэтому и возникает конкуренция российского и американского СПГ в Европе.

«У ямальского СПГ довольно низкая себестоимость за счет низких затрат на сжижение и чуть ли не полное отсутствие налогов в отношении проекта «Ямал СПГ». Это существенно помогает конкурировать с американским СПГ», – поясняет эксперт.

Из этого же проистекает и большая проблема с конкуренцией двух поставщиков газа из России.

«Изначально НОВАТЭК убеждал российские власти, что весь СПГ пойдет на растущий азиатский рынок, а теперь из-за вышеописанных особенностей он оказался в Европе. Так как СПГ с Ямала в итоге оказывается на спотовом рынке, то он конкурирует с российским трубопроводным газом в Европе, – подтверждает Юшков. – Проблема для России в том, что наличие такой конкуренции бьет по бюджету, так как «Ямал СПГ» не платит ни налог на добычу природных ископаемых, ни экспортную пошлину в отличие от поставок трубопроводного газа в Европу».

Однако рассчитать точные объемы вытеснения, по мнению Юшкова, невозможно, так как нет понимания, насколько СПГ с Ямала конкурирует с другими поставщиками сжиженного газа, а в какой степени – с трубопроводными поставками «Газпрома».

Россия за крайне короткий срок смогла догнать США по объемам экспорта СПГ на рынок ЕС. Во многом это удалось благодаря запуску «Ямал СПГ» – совместного проекта НОВАТЭКа с китайской CNPC, Фондом Шелкового пути и французской Total, напоминает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.

«После полноценного запуска предприятия в 2018 году доля России на глобальном рынке СПГ составила 9%. Основная причина – низкая себестоимость в совокупности с более низкими издержками на транспортировку, чем у американских конкурентов. Кроме того, в пользу российских игроков сыграла сама природа: аномально теплая зима стала причиной падения стоимости газа до десятилетнего минимума на фоне снижения спроса, что позволило нарастить долю отечественным компаниям», – говорит Николаев.

По словам эксперта, сейчас европейский рынок «забит под завязку», а инфраструктура в Польше, где планировали стать главным хабом американского топлива, простаивает без дела. «Этим и можно объяснить желание Вашингтона наложить санкции на страны ЕС, желающие работать с Россией по вопросу энергетики. Вся эта авантюра США по освоению европейского рынка начинает давать сбой. Учитывая, что все это работало в ноль с расчетом на будущие прибыли, в скором времени можно ожидать снижения активности», – считает Николаев.

В его интерпретации российские СПГ и природный газ не конкурируют с друг другом, а дополняют: «Германия и другие страны приняли решение отказаться от угольной промышленности, из-за чего спрос на газ будет только увеличиваться», – успокаивает Николаев.

Эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский не уверен, что Европа быстро нарастит потенциал по приему СПГ. «Строительство полноценного терминала с полной инфраструктурой и станциями разжижения займет 5-6 лет и обойдется каждая как минимум в полмиллиарда долларов. Параллельно нужно строить трансатлантические специализированные танкеры – тоже 5-6 лет, и около 50-80 млн долл. за штуку. Пока мы обо всем этом ничего не слышим», – говорит Рожанковский.

Эксперт обращает внимание, что последние двадцать лет в Европе сложился баланс главных поставщиков природного газа – из Россия (около 50%), Норвегии (около 1/3) и все остальные. «Трансатлантические поставки СПГ из США нерентабельны. Европа «избалована» газопроводными энергоносителями и не готова идти на жертвы, оплачивая американский газ с премией к рынку, как это делает, например, Япония», - говорит Рожанковский. Однако, по мнению эксперта, Россия вряд ли будет поставлять в Европу и СПГ тоже. «Это всё равно, что наладить поставки свежей и одновременно мороженой рыбы в один и тот же ресторан», - говорит он.

У российских СПГ и трубопроводного газа во многом разные рынки сбыта, сообщили «НГ» в пресс-службе Минэнерго России. Это касается поставок как в Европейском направлении, так и в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). «По действующим проектам - Ямал СПГ, Арктик СПГ 2 - основные объемы СПГ законтрактованы в рамках долгосрочных договоров покупателями, расположенными в странах АТР. При этом, по спотовым поставкам российский сжиженный газ в 2018 году попадал и на европейский рынок. В этой связи поставки российского СПГ на рынок Европы возможны», - заявили в министерстве. Там отметили, что говоря о потенциале конкурентоспособности российского газа - как в сжиженном, так и в газообразном состоянии - при условии рыночных подходов российское топливо имеет более выгодное положение с учетом сравнительно низкой себестоимости добычи, а также небольшой удаленности до основных рынков сбыта по сравнению с американским газом. «В этой связи, рассматривая развитие сектора СПГ в России, мы рассчитываем, что в 2030-2035 году Россия может выйти на производство 100-120 миллионов тонн СПГ в год», - заявили в Минэнерго. 

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 22.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики