Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Реализация масштабных арктических проектов без льгот не обойдется

Реализация масштабных арктических проектов без льгот не обойдется

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности.

В СМИ появилась информация о письме главы Игоря Сечина предоставить «Роснефти» и «Нефтегазхолдингу» 2,6 трлн рублей налоговых льгот на уже существующие и будущие месторождения компаний в Арктике. В связи с информационным поводом ИРТТЭК провел опрос на тему "Льготы для арктических проектов". 

Станислав, насколько экономически обосновано предложение «Роснефти» с точки зрения сегодняшней экономической ситуации в РФ и ближайших и отдаленных перспективах? 

Идея "Роснефти" заключается в использовании в своих интересах темы освоения регионов России, синергетических и мультипликативных эффектов от загрузки производственных и научно-технических мощностей. Частный интерес компании (по получению льгот) оказывается встроен в общегосударственную стратегию, так его проще обосновать. И если уж российское руководство взяло курс на реализацию масштабных проектов развития по Арктике, то тут без льгот не обойтись. Бессмысленно было начинать масштабный проект по обновленному СМП и по возрождению гражданского судостроения в России, если не реализовывать параллельно производственные проекты.  

- Можно ли вообще планировать на длительную перспективу (до 2050 года) экономику нефтегазовых проектов и любых других проектов? Можно ли спрогнозировать мировые цены на нефть и газ и на какую перспективу, учитывая опыт их многократного роста/падения без достаточных на то фундаментальных причин? 

У "Восток Ойл" такая же логика, как и у арктических проектов НОВАТЭКа. Другое дело, что сроки окупаемости подобных проектов велики. Какие будут цены на нефть через 10-20 лет, зависит от слишком большого количества факторов: от темпов развития ВИЭ до военно-политической обстановки на Ближнем Востоке. Никакой гарантии окупаемости в среднесрочной перспективе тут нет, но это и ожидаемо. Также вопросом остается степень универсальности правил в российском нефтегазе в аспектах льгот на крупные проекты.  

- Каков оптимальный горизонт планирование нефтегазовых проектов в настоящее время? 

Многие компании считают, что "Роснефть" и НОВАТЭК имеют слишком очевидный де-факто преференциальный режим от государства. Причем это не конфликт по линии: "компании с госучастием и частники", недовольство выражают компании с разными видами акционеров. 

- Можно ли утверждать, что предложение «Роснефти» закрепляет тенденцию роста нефтегазовой составляющей в экономике России в ущерб другим отраслям, например, машиностроению?

Вопрос с машиностроением не однозначен. С одной стороны, возрождать то же судостроение без крупных, даже гигантских добычных проектов сложно - не будет необходимого уровня спроса внутри страны. С другой стороны, нет уверенности в качестве и скорости российского импортозамещения, как бы оно не превратилось де-факто аналог "отверточной сборки". 

- Как вы оцениваете перспективы принятия правительством РФ предложения «Роснефти» и ННК?

Роснефть уже добивалась успеха в противоборстве с Минфином по льготам для Самотлора, компания близка к успеху и по запросу льгот для Приобского. Правда, правительственные финансисты переиграли компанию в споре по ВНХК. И все же счет в пользу "Роснефти" может еще увеличиться - в силу сверхувлечения российских властей арктической темой. 

Источник: Институт развития технологий ТЭК, 24.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики