Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Реализация масштабных арктических проектов без льгот не обойдется

Реализация масштабных арктических проектов без льгот не обойдется

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности.

В СМИ появилась информация о письме главы Игоря Сечина предоставить «Роснефти» и «Нефтегазхолдингу» 2,6 трлн рублей налоговых льгот на уже существующие и будущие месторождения компаний в Арктике. В связи с информационным поводом ИРТТЭК провел опрос на тему "Льготы для арктических проектов". 

Станислав, насколько экономически обосновано предложение «Роснефти» с точки зрения сегодняшней экономической ситуации в РФ и ближайших и отдаленных перспективах? 

Идея "Роснефти" заключается в использовании в своих интересах темы освоения регионов России, синергетических и мультипликативных эффектов от загрузки производственных и научно-технических мощностей. Частный интерес компании (по получению льгот) оказывается встроен в общегосударственную стратегию, так его проще обосновать. И если уж российское руководство взяло курс на реализацию масштабных проектов развития по Арктике, то тут без льгот не обойтись. Бессмысленно было начинать масштабный проект по обновленному СМП и по возрождению гражданского судостроения в России, если не реализовывать параллельно производственные проекты.  

- Можно ли вообще планировать на длительную перспективу (до 2050 года) экономику нефтегазовых проектов и любых других проектов? Можно ли спрогнозировать мировые цены на нефть и газ и на какую перспективу, учитывая опыт их многократного роста/падения без достаточных на то фундаментальных причин? 

У "Восток Ойл" такая же логика, как и у арктических проектов НОВАТЭКа. Другое дело, что сроки окупаемости подобных проектов велики. Какие будут цены на нефть через 10-20 лет, зависит от слишком большого количества факторов: от темпов развития ВИЭ до военно-политической обстановки на Ближнем Востоке. Никакой гарантии окупаемости в среднесрочной перспективе тут нет, но это и ожидаемо. Также вопросом остается степень универсальности правил в российском нефтегазе в аспектах льгот на крупные проекты.  

- Каков оптимальный горизонт планирование нефтегазовых проектов в настоящее время? 

Многие компании считают, что "Роснефть" и НОВАТЭК имеют слишком очевидный де-факто преференциальный режим от государства. Причем это не конфликт по линии: "компании с госучастием и частники", недовольство выражают компании с разными видами акционеров. 

- Можно ли утверждать, что предложение «Роснефти» закрепляет тенденцию роста нефтегазовой составляющей в экономике России в ущерб другим отраслям, например, машиностроению?

Вопрос с машиностроением не однозначен. С одной стороны, возрождать то же судостроение без крупных, даже гигантских добычных проектов сложно - не будет необходимого уровня спроса внутри страны. С другой стороны, нет уверенности в качестве и скорости российского импортозамещения, как бы оно не превратилось де-факто аналог "отверточной сборки". 

- Как вы оцениваете перспективы принятия правительством РФ предложения «Роснефти» и ННК?

Роснефть уже добивалась успеха в противоборстве с Минфином по льготам для Самотлора, компания близка к успеху и по запросу льгот для Приобского. Правда, правительственные финансисты переиграли компанию в споре по ВНХК. И все же счет в пользу "Роснефти" может еще увеличиться - в силу сверхувлечения российских властей арктической темой. 

Источник: Институт развития технологий ТЭК, 24.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики