Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» вынуждает Киев заткнуть трубу

«Газпром» вынуждает Киев заткнуть трубу

Расклад вокруг украинского транзита меняется в пользу России

Европа настаивает: новый контракт о транзите российского газа через Украину должен быть долгосрочным. Об этом заявил вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович. «В интересах всех сторон достигнуть подписания долгосрочного контракта. Это вопрос не только предсказуемости поставок, но и доверия к России как поставщику, а к Украине — как транзитной стране», — сказал Шефчович.

Таким образом глава ЕК ответил министру энергетики РФ Александру Новаку. 26 июля Новак заявил, что речь может идти лишь о продлении действующего контракта на год.

«Мы дождемся, когда начнутся трехсторонние консультации, когда будет избрано новое правительство Украины и контрагенты появятся. В целом мы за то, чтобы Украина покупала напрямую газ. Мы предложили нашим коллегам продлить действующий контракт на год на существующих условиях», — подчеркнул Новак.

Напомним: трехсторонняя встреча, на которой «Газпром», «Нафтогаз» и ЕК попытаются достичь компромисса, пройдет 16 сентября в Брюсселе. Сейчас, накануне встречи, позиции сторон выглядят так.

Украина и ЕК собираются отстаивать вариант, предложенный Шефчовичем в начале 2019 года. Суть его в заключении операторского соглашения на прокачку до 90 млрд. куб. м и обязательном бронировании (фактически, условие «качай или плати») минимум 60 млрд. куб. м в год — на срок не менее 10 лет.

Как пояснял сам Шефчович, будущий контракт должен быть долгосрочным — на «10 плюс» лет, а его объемы — «коммерчески жизнеспособными, потому что мы должны привлечь инвестора в организацию и апгрейд украинской газотранспортной системы, и мы также хотели бы, чтобы это были европейские компании с высокой репутацией».

Со своей стороны, «Газпром» хочет перезаключить сделку лишь на короткий срок, необходимый для завершения строительства трубопроводов в обход Украины.

Осложняют переговоры судебные тяжбы. «Нафтогаза» требует от «Газпрома» $ 2,56 млрд. компенсации, которую в 2018 году ему присудил Стокгольмский арбитраж по сумме разбирательств об условиях контрактов на транзит и поставки газа. Решение не исполнено до сих пор: «Газпром» его оспаривает, а «Нафтогаз» пытается взыскать эти средства, и не намерен отказываться от компенсации ни при каких условиях.

Казалось бы, при таком раскладе шансы договориться нулевые. Но проблема в том, что обходные газопроводы — «Северный поток-2» и «Турецкий поток» — стараниями ЕК не удастся сразу загрузить на полную мощность. Начало работы второй нитки «Турецкого потока» зависит от готовности газопроводов на маршруте Болгария-Сербия-Венгрия-Австрия, из которых ни один еще не построен. А Дания еще не согласовала строительство «Северного потока-2», поставить по которому в 2019 году можно будет максимум 30 млрд. куб. м.

Вот как объяснял ситуацию Клаус-Дитер Борхардт — замдиректора генерального директората по вопросам энергетики Еврокомиссии: «Наш аргумент заключается в том, что „Северный поток-2“ не заработает вовремя. Мы знаем, что в контрактах „Газпрома“ с европейскими потребителями есть гарантированный минимум объемов газа для покупателей. Для их поставок необходимо, чтобы „Северный поток-2“ заработал на полную мощность. Если русские хотят выполнять контракт, нет другого пути, чем через Украину». 

По оценке Борхардта, задержка с выводом «Северного потока-2» на полную мощность может составить несколько лет, что не оставляет «Газпрому» возможности настаивать на своем.

Удастся ли Еврокомиссии «прогнуть» «Газпром», чем закончится встреча в Брюсселе?

— Стороны сейчас заявили крайние позиции, которые друг друга устроить не могут, — отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Это касается как российской стороны, так и украинской: совершенно очевидно, что предложение Москвы не устроит Киев, поскольку не решает проблемы «незалежной» по сохранению транзита. Напротив, оно дает возможность «Газпрому» завершить за год стройки, и окончательно — уже с позиции силы — получить от Украины все, что нужно.

Но, конечно, и предложение «Нафтогаза» не имеет для «Газпрома» смысла. Проект, который поддерживает Шефчович — поставки 60 млрд. куб. м в год на срок не менее 10 лет — на самом деле глупость. Зачем тогда «Газпром» строил обходные газопроводы общей мощностью 87 млрд. куб. м в год? Ведь это сопоставимо с действующим объемом транзита через Украину в 2018 году — 86,8 млрд. куб. м!

«СП»: — В сентябре в Брюсселе переговоры по транзиту сдвинутся с мертвой точки?

— Проблема заключается в том, что прежде нужно понять: кто является стороной переговоров. Замечу, Шефчовича слушать вообще бессмысленно — он, по мнению серьезных людей в Европе, уходит со своего поста. Поэтому все его истории, как должно быт с транзитом, можно смело рассматривать как мемуаристику.

Тем более, Шефчович говорит довольно странные вещи, и будто забывает о стратегических документах ЕС. Поскольку вообще-то Европейский союз учит нас: не надо больше заключать долгосрочные контракты — нужны спотовые краткосрочные отношения, и аукционы на краткосрочные транзитные мощности. Причем, собственник «трубы» не должен оказывать давление на собственника газа, поскольку оказывает банальную услугу по перемещению из точки А в точку Б.

В этом смысле европейское видение транзита полностью противоречит видению Украины. Киев считает себя пупом земли, вокруг газопроводов которого нужно прыгать и уговаривать.

С точки же зрения ЕС, Украина оказывает услугу, которую нужно покупать на краткосрочных аукционах. И никаких долгосрочных договоров быть не должно. Странно, что Шефчович не знает собственных стратегических документов в области энергетики.

Возможно, именно поэтому его убирают с должности.

И возникает вопрос: зачем в сентябре в Брюсселе слушать Шефчовича, если в октябре его не будет на позиции вице-президента ЕК?!

«СП»: — А на Украине нам есть, с кем разговаривать?

— В отношении Украины тоже имеется тонкость. В последнее время «Нафтогаз» сделал несколько драматичных заявлений, как будет страшно в ближайшей перспективе. Глава компании Андрей Коболев таким образом дает понять, что только его команда спасет Украину во время «страшных» переговоров с «кровожадным» «Газпромом».

Так вот, я надеюсь, что Коболева уберут с поста — как и все руководство компании. Эти люди многим отличились. Достаточно вспомнить, что за победу над «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже они выписали себе премии, а глава «Нафтогаза» тут же перевел эту премию маме в Америку, где она проживает. Хотя «Газпром» подал апелляцию, и неизвестно, чем разбирательство закончится. «Газпром», напомню, еще ни копейки не уплатил по этому иску.

Это всего один пример, как управляется украинская компания. Владимир Зеленский, который позиционирует себя как политик нового типа, таких людей — на мой взгляд — просто обязан убирать из руководства «Нафтогаза». Думаю, в августе этот вопрос решится. Но прежде мы должны узнать имя нового премьера, а дальше новый глава «Нафтогаза» должен сказать, что он о транзите думает.

Если же Коболев останется во главе «Нафтогаза» — это будет просто страшная дискредитация новой украинской власти. И это будет, как принято говорить, другая реальность, которую нам придется анализировать заново.

«СП»: — Какой все-таки возможен компромисс?

— Российская сторона предлагала его и раньше. Мы готовы предложить Украине долгосрочный контракт на 15 млрд. куб м ежегодного транзита. Думаю, эту идею стоит вспомнить, и рассматривать как рабочий вариант. 

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 31.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики