Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выход Mitsubishi из "Арктик-СПГ-2" усилит сотрудничество России и Саудовской Аравии

Выход Mitsubishi из "Арктик-СПГ-2" усилит сотрудничество России и Саудовской Аравии

Отказ японской компании Mitsubishi участвовать в проекте «Арктик-СПГ» является неожиданным решением – считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

Выход Mitsubishi не скажется на перспективах Арктик-СПГ-2

Дело в том, что Mitsubishi решила не инвестировать средства во второй СПГ-проект российской компании «Новатэк» на Ямале под названием «Арктик-СПГ», хотя японское представительство там останется в лице консорциума Japan Arctic LNG B.V.

Компания Mitsubishi должна была поучаствовать в данном японском консорциуме инвесторов, но решила этого не делать. Так что, все это может негативно повлиять на ту часть финансирования данного проекта, которую в «Новатэке» возложили на японский капитал.

Как известно, проекты на Ямале лишены российским правительством налогооблажения, но, вместе с тем, все нужное финансирование компания «Новатэк» ищет за рубежом, и это непростое занятие, поскольку на Россию продолжается санкционное давление Запада.

Например, в случае с «Ямал СПГ» данное обстоятельство привело «Новатэк» к плотному взаимодействию с китайскими инвесторами, которые попросили за свои услуги очень большой процент по сравнению со стандартным западным предложением. «Новатэк» вынужден был пойти на соглашение с китайцами, но в случае с «Арктик-СПГ-2» решил разбавить Пекин французскими и японскими инвесторами. 

Средств у «Новатэка» явно на все не хватает – это видно по письму руководителя данной компании Леонида Михельсона председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, в котором он попросил Москву просубсидировать строительство 15 газовозов.

«Мы, на самом деле, толком и не знаем, почему Mitsubishi отказалась от участия в «Арктик-СПГ-2», поскольку данная новость стала неожиданной для российского энергетического рынка, и мы в этом проекте действительно рассчитывали на японцев», - констатирует Перов.

Как замечает эксперт, у японцев есть какие-то особые соображения по этому вопросу, хотя такое решение и не прекращает участия Токио в этом проекте. В то же время, выход Mitsubishi может сказаться на объеме японского участия в производстве СПГ на Ямале.

Отметим, что тема энергетики является одним из основных направлений между Россией и Японией. На сегодняшний день уже реализованы проекты на «Сахалине», которые поставляют газ на японский национальный рынок. Существуют и другие предложения, и они нужны Японии, которая обречена на импорт энергоресурсов, хотя у Токио имеется ограничение по России в 15 процентов своего газового рынка. 

Другой вопрос, что производство СПГ тем и хорошо, что здесь нет ограничений по направлениям поставки. Это в рамках газопровода можно поставить газ только туда, куда ведет магистральная система, а СПГ поставляется морским способом. Поэтому японские инвестиции могут отбиться не только путем прямых поставок сырья на японский рынок, как в случае с трубопроводным проектом на Сахалине.

«Вполне возможно, что это решение Mitsubishi связано с внутренними финансовыми проблемами в данной компании, которые привели к тому, что эта японская структура вынуждена сократить свои инвестиции в заграничные проекты», - резюмирует Перов.

Японцев могут здесь заменить саудиты

По словам Александра Валентиновича, японскую сторону могут здесь заменить другие государства – например, глава министерства энергетики Саудовской Аравии заявлял, что Эр-Рияд готов инвестировать значительные средства в проекты компании «Новатэк».

«Насколько все это правда, пока не ясно. Впрочем, когда саудиты заявили о своем желании, им в «Новатэке» ответили, что уже поздно и круг инвесторов по «Арктик-СПГ-2» полностью сформирован. Теперь, как мы видим, ситуация изменилась, и для саудитов после сокращения участия Японии открывается возможность для инвестиций», - заключает Перов

Нужно обратить внимание, что саудиты обратились с таким предложением к Правительству РФ во время Петербургского экономического форума, поэтому это не праздная риторика, а заявление, которое было сделано саудовским правительством официально.

«И раз Япония выходит из этого проекта – по крайней мере, сокращает свой уровень участия в данном начинании «Новатэка», то пусть саудовцы подтвердят свои слова делом, хотя, конечно, здесь ничего не гарантировано», - констатирует Перов.

Впрочем, заявления о возможности инвестировать куда-то средства являются частью стандартной политики саудитов – например, аналогичную линию они вели и по вопросу закупки российского вооружения. В 2015 году в контексте начала российского участия в Сирии речь шла о 10 млрд долларов военных заказов, но дело ограничилось только египетским контрактом на «Мистраль».

Соответственно, здесь могут возникнуть определенные проблемы, но вряд ли данные обстоятельства повлияют на судьбу «Арктик-СПГ-2», поскольку это перспективный проект, а у компании «Новатэк» есть большой опыт решения подобных вопросов.

«Таким образом, один из претендентов на замену Mitsubishi уже есть, и это Саудовская Аравия», - резюмирует Перов. 

К тому же, этот вопрос можно решить при помощи правительства РФ – у Москвы сейчас идут плотные переговоры с Эр-Риядом по судьбе соглашения «ОПЕК+», и в рамках этого пакета можно добиться от саудитов шагов и по «Арктик-СПГ-2».

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 01.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики