Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выход Mitsubishi из "Арктик-СПГ-2" усилит сотрудничество России и Саудовской Аравии

Выход Mitsubishi из "Арктик-СПГ-2" усилит сотрудничество России и Саудовской Аравии

Отказ японской компании Mitsubishi участвовать в проекте «Арктик-СПГ» является неожиданным решением – считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

Выход Mitsubishi не скажется на перспективах Арктик-СПГ-2

Дело в том, что Mitsubishi решила не инвестировать средства во второй СПГ-проект российской компании «Новатэк» на Ямале под названием «Арктик-СПГ», хотя японское представительство там останется в лице консорциума Japan Arctic LNG B.V.

Компания Mitsubishi должна была поучаствовать в данном японском консорциуме инвесторов, но решила этого не делать. Так что, все это может негативно повлиять на ту часть финансирования данного проекта, которую в «Новатэке» возложили на японский капитал.

Как известно, проекты на Ямале лишены российским правительством налогооблажения, но, вместе с тем, все нужное финансирование компания «Новатэк» ищет за рубежом, и это непростое занятие, поскольку на Россию продолжается санкционное давление Запада.

Например, в случае с «Ямал СПГ» данное обстоятельство привело «Новатэк» к плотному взаимодействию с китайскими инвесторами, которые попросили за свои услуги очень большой процент по сравнению со стандартным западным предложением. «Новатэк» вынужден был пойти на соглашение с китайцами, но в случае с «Арктик-СПГ-2» решил разбавить Пекин французскими и японскими инвесторами. 

Средств у «Новатэка» явно на все не хватает – это видно по письму руководителя данной компании Леонида Михельсона председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, в котором он попросил Москву просубсидировать строительство 15 газовозов.

«Мы, на самом деле, толком и не знаем, почему Mitsubishi отказалась от участия в «Арктик-СПГ-2», поскольку данная новость стала неожиданной для российского энергетического рынка, и мы в этом проекте действительно рассчитывали на японцев», - констатирует Перов.

Как замечает эксперт, у японцев есть какие-то особые соображения по этому вопросу, хотя такое решение и не прекращает участия Токио в этом проекте. В то же время, выход Mitsubishi может сказаться на объеме японского участия в производстве СПГ на Ямале.

Отметим, что тема энергетики является одним из основных направлений между Россией и Японией. На сегодняшний день уже реализованы проекты на «Сахалине», которые поставляют газ на японский национальный рынок. Существуют и другие предложения, и они нужны Японии, которая обречена на импорт энергоресурсов, хотя у Токио имеется ограничение по России в 15 процентов своего газового рынка. 

Другой вопрос, что производство СПГ тем и хорошо, что здесь нет ограничений по направлениям поставки. Это в рамках газопровода можно поставить газ только туда, куда ведет магистральная система, а СПГ поставляется морским способом. Поэтому японские инвестиции могут отбиться не только путем прямых поставок сырья на японский рынок, как в случае с трубопроводным проектом на Сахалине.

«Вполне возможно, что это решение Mitsubishi связано с внутренними финансовыми проблемами в данной компании, которые привели к тому, что эта японская структура вынуждена сократить свои инвестиции в заграничные проекты», - резюмирует Перов.

Японцев могут здесь заменить саудиты

По словам Александра Валентиновича, японскую сторону могут здесь заменить другие государства – например, глава министерства энергетики Саудовской Аравии заявлял, что Эр-Рияд готов инвестировать значительные средства в проекты компании «Новатэк».

«Насколько все это правда, пока не ясно. Впрочем, когда саудиты заявили о своем желании, им в «Новатэке» ответили, что уже поздно и круг инвесторов по «Арктик-СПГ-2» полностью сформирован. Теперь, как мы видим, ситуация изменилась, и для саудитов после сокращения участия Японии открывается возможность для инвестиций», - заключает Перов

Нужно обратить внимание, что саудиты обратились с таким предложением к Правительству РФ во время Петербургского экономического форума, поэтому это не праздная риторика, а заявление, которое было сделано саудовским правительством официально.

«И раз Япония выходит из этого проекта – по крайней мере, сокращает свой уровень участия в данном начинании «Новатэка», то пусть саудовцы подтвердят свои слова делом, хотя, конечно, здесь ничего не гарантировано», - констатирует Перов.

Впрочем, заявления о возможности инвестировать куда-то средства являются частью стандартной политики саудитов – например, аналогичную линию они вели и по вопросу закупки российского вооружения. В 2015 году в контексте начала российского участия в Сирии речь шла о 10 млрд долларов военных заказов, но дело ограничилось только египетским контрактом на «Мистраль».

Соответственно, здесь могут возникнуть определенные проблемы, но вряд ли данные обстоятельства повлияют на судьбу «Арктик-СПГ-2», поскольку это перспективный проект, а у компании «Новатэк» есть большой опыт решения подобных вопросов.

«Таким образом, один из претендентов на замену Mitsubishi уже есть, и это Саудовская Аравия», - резюмирует Перов. 

К тому же, этот вопрос можно решить при помощи правительства РФ – у Москвы сейчас идут плотные переговоры с Эр-Риядом по судьбе соглашения «ОПЕК+», и в рамках этого пакета можно добиться от саудитов шагов и по «Арктик-СПГ-2».

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 01.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики