Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Украина не хочет терять свой газовый козырь» (аудио, видео)

«Украина не хочет терять свой газовый козырь» (аудио, видео)

Россия предложила Украине продлить на год действующий контракт на транзит газа, который истекает 1 января 2020 года. Об этом в кулуарах заседания российско-турецкой межправкомиссии сообщил министр энергетики Александр Новак. По его словам, Москва выступает за то, чтобы Украина покупала газ напрямую. Возможные корректировки действующего контракта, по словам Новака – это предмет переговоров коммерческих компаний. Эту тему в эфире «Вестей ФМ» Анна Шафран обсуждает с гендиректором Фонда национальной энергетической безопасности, первым проректором Финансового университета при правительстве РФ Константином Симоновым.

СИМОНОВ: На самом деле мы прекрасно понимаем, что Украина не примет наши предложения, поэтому здесь расслабляться нам совершенно не стоит, и причин много. Дело в том, что… ну, мы прекрасно понимаем, что если продлить контракт на год, это позволит России окончательно завершить строительство не только «Северного потока-2» морской части, но и завершить строительство сухопутных газопроводов. Это касается и продления «Турецкого потока», это скорее всего касается и газопровода EUGAL. Возможно, там сроки будут более серьёзные. Почему? Потому что пусконаладочные работы обычно занимают порядка 6-8 месяцев для таких серьёзных участков и размеров.

Но тем не менее, год – это серьёзный гандикап, и в конце 2020 года Украина просто будет нужна только для закрытия каких-то пиковых нагрузок или же в случае роста спроса на газ в Европе. То есть это ситуация не гарантирована. И Украина это прекрасно понимает, потому что она сейчас настаивает на десятилетнем договоре, именно потому, что она считает, что пока вся альтернативная система не построена, у Украины есть определённый козырь, который она хотела реализовать. Продление договора…

ШАФРАН: Им, соответственно, надо побыстрее эти все вопросы решить, пока есть возможность. Правильно?

СИМОНОВ: То есть она понимает, что пока Россия ещё не завершила строительство альтернативных газопроводов, и если дать России год, она это сделает. И вот пока есть возможность, она требует сразу 10-летнего договора.

ШАФРАН: Правильно. А потом будет поздняк метаться, как говорят. Извините за жаргон.

СИМОНОВ: Когда будет 10 лет, она уже может 10 лет существовать дальше. Там есть ещё один нюанс, он связан с тем, что вообще предложение о продлении контракта на год было сделано не сегодня. Оно было сделано Алексеем Миллером, руководителем «Газпрома», ещё во время годового собрания акционеров в конце июня в Петербурге. Но! Там есть ещё одно важное условие, оно связано с тем, что мы настаиваем на том, чтобы Украина отказалась от требования Стокгольмского арбитража выплатить штраф относительно судебных решений по данному договору. Это вопрос не только там в сумме порядка 2,6 миллиардов, дело не в деньгах. Дело в том, что Стокгольмский арбитраж, ну, напомню коротко, что Стокгольмский арбитраж принял достаточно странное решение. Почему? Потому что было два контракта… Хорошо, контракт на поставки газа мы оставим, но он тоже важен, потому что в контракте на поставки газа на Украину был зафиксирован объём газа, который Украина обязана была покупать. Там было зафиксировано, что Украина ежегодно должна покупать у России 52 миллиарда кубов. Там можно было сократить на 20%, ещё на 20%, но всё равно там было чётко зафиксировано, сколько Украина обязана купить. И чётко зафиксировано, прописано там по пунктам, как стоимость штрафа исчисляется, если Украина это не купит.

Украина нарушала эти объёмы, и вы помните, что вообще кончилось тем, что с 14 года вообще поставок на Украину нет. Другой контракт на транзит газа. Там был пункт, что Россия обязуется транзитировать через Украину 110 миллиардов кубов газа. Россия тоже 110 миллиардов кубов не транзитировала, но при этом в контракте не было никаких штрафных санкций...

Полностью слушайте в аудиоверсии или смотрите. 

Источник: Вести FM, 26.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики