Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Украина не хочет терять свой газовый козырь» (аудио, видео)

«Украина не хочет терять свой газовый козырь» (аудио, видео)

Россия предложила Украине продлить на год действующий контракт на транзит газа, который истекает 1 января 2020 года. Об этом в кулуарах заседания российско-турецкой межправкомиссии сообщил министр энергетики Александр Новак. По его словам, Москва выступает за то, чтобы Украина покупала газ напрямую. Возможные корректировки действующего контракта, по словам Новака – это предмет переговоров коммерческих компаний. Эту тему в эфире «Вестей ФМ» Анна Шафран обсуждает с гендиректором Фонда национальной энергетической безопасности, первым проректором Финансового университета при правительстве РФ Константином Симоновым.

СИМОНОВ: На самом деле мы прекрасно понимаем, что Украина не примет наши предложения, поэтому здесь расслабляться нам совершенно не стоит, и причин много. Дело в том, что… ну, мы прекрасно понимаем, что если продлить контракт на год, это позволит России окончательно завершить строительство не только «Северного потока-2» морской части, но и завершить строительство сухопутных газопроводов. Это касается и продления «Турецкого потока», это скорее всего касается и газопровода EUGAL. Возможно, там сроки будут более серьёзные. Почему? Потому что пусконаладочные работы обычно занимают порядка 6-8 месяцев для таких серьёзных участков и размеров.

Но тем не менее, год – это серьёзный гандикап, и в конце 2020 года Украина просто будет нужна только для закрытия каких-то пиковых нагрузок или же в случае роста спроса на газ в Европе. То есть это ситуация не гарантирована. И Украина это прекрасно понимает, потому что она сейчас настаивает на десятилетнем договоре, именно потому, что она считает, что пока вся альтернативная система не построена, у Украины есть определённый козырь, который она хотела реализовать. Продление договора…

ШАФРАН: Им, соответственно, надо побыстрее эти все вопросы решить, пока есть возможность. Правильно?

СИМОНОВ: То есть она понимает, что пока Россия ещё не завершила строительство альтернативных газопроводов, и если дать России год, она это сделает. И вот пока есть возможность, она требует сразу 10-летнего договора.

ШАФРАН: Правильно. А потом будет поздняк метаться, как говорят. Извините за жаргон.

СИМОНОВ: Когда будет 10 лет, она уже может 10 лет существовать дальше. Там есть ещё один нюанс, он связан с тем, что вообще предложение о продлении контракта на год было сделано не сегодня. Оно было сделано Алексеем Миллером, руководителем «Газпрома», ещё во время годового собрания акционеров в конце июня в Петербурге. Но! Там есть ещё одно важное условие, оно связано с тем, что мы настаиваем на том, чтобы Украина отказалась от требования Стокгольмского арбитража выплатить штраф относительно судебных решений по данному договору. Это вопрос не только там в сумме порядка 2,6 миллиардов, дело не в деньгах. Дело в том, что Стокгольмский арбитраж, ну, напомню коротко, что Стокгольмский арбитраж принял достаточно странное решение. Почему? Потому что было два контракта… Хорошо, контракт на поставки газа мы оставим, но он тоже важен, потому что в контракте на поставки газа на Украину был зафиксирован объём газа, который Украина обязана была покупать. Там было зафиксировано, что Украина ежегодно должна покупать у России 52 миллиарда кубов. Там можно было сократить на 20%, ещё на 20%, но всё равно там было чётко зафиксировано, сколько Украина обязана купить. И чётко зафиксировано, прописано там по пунктам, как стоимость штрафа исчисляется, если Украина это не купит.

Украина нарушала эти объёмы, и вы помните, что вообще кончилось тем, что с 14 года вообще поставок на Украину нет. Другой контракт на транзит газа. Там был пункт, что Россия обязуется транзитировать через Украину 110 миллиардов кубов газа. Россия тоже 110 миллиардов кубов не транзитировала, но при этом в контракте не было никаких штрафных санкций...

Полностью слушайте в аудиоверсии или смотрите. 

Источник: Вести FM, 26.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики