Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Украина не хочет терять свой газовый козырь» (аудио, видео)

«Украина не хочет терять свой газовый козырь» (аудио, видео)

Россия предложила Украине продлить на год действующий контракт на транзит газа, который истекает 1 января 2020 года. Об этом в кулуарах заседания российско-турецкой межправкомиссии сообщил министр энергетики Александр Новак. По его словам, Москва выступает за то, чтобы Украина покупала газ напрямую. Возможные корректировки действующего контракта, по словам Новака – это предмет переговоров коммерческих компаний. Эту тему в эфире «Вестей ФМ» Анна Шафран обсуждает с гендиректором Фонда национальной энергетической безопасности, первым проректором Финансового университета при правительстве РФ Константином Симоновым.

СИМОНОВ: На самом деле мы прекрасно понимаем, что Украина не примет наши предложения, поэтому здесь расслабляться нам совершенно не стоит, и причин много. Дело в том, что… ну, мы прекрасно понимаем, что если продлить контракт на год, это позволит России окончательно завершить строительство не только «Северного потока-2» морской части, но и завершить строительство сухопутных газопроводов. Это касается и продления «Турецкого потока», это скорее всего касается и газопровода EUGAL. Возможно, там сроки будут более серьёзные. Почему? Потому что пусконаладочные работы обычно занимают порядка 6-8 месяцев для таких серьёзных участков и размеров.

Но тем не менее, год – это серьёзный гандикап, и в конце 2020 года Украина просто будет нужна только для закрытия каких-то пиковых нагрузок или же в случае роста спроса на газ в Европе. То есть это ситуация не гарантирована. И Украина это прекрасно понимает, потому что она сейчас настаивает на десятилетнем договоре, именно потому, что она считает, что пока вся альтернативная система не построена, у Украины есть определённый козырь, который она хотела реализовать. Продление договора…

ШАФРАН: Им, соответственно, надо побыстрее эти все вопросы решить, пока есть возможность. Правильно?

СИМОНОВ: То есть она понимает, что пока Россия ещё не завершила строительство альтернативных газопроводов, и если дать России год, она это сделает. И вот пока есть возможность, она требует сразу 10-летнего договора.

ШАФРАН: Правильно. А потом будет поздняк метаться, как говорят. Извините за жаргон.

СИМОНОВ: Когда будет 10 лет, она уже может 10 лет существовать дальше. Там есть ещё один нюанс, он связан с тем, что вообще предложение о продлении контракта на год было сделано не сегодня. Оно было сделано Алексеем Миллером, руководителем «Газпрома», ещё во время годового собрания акционеров в конце июня в Петербурге. Но! Там есть ещё одно важное условие, оно связано с тем, что мы настаиваем на том, чтобы Украина отказалась от требования Стокгольмского арбитража выплатить штраф относительно судебных решений по данному договору. Это вопрос не только там в сумме порядка 2,6 миллиардов, дело не в деньгах. Дело в том, что Стокгольмский арбитраж, ну, напомню коротко, что Стокгольмский арбитраж принял достаточно странное решение. Почему? Потому что было два контракта… Хорошо, контракт на поставки газа мы оставим, но он тоже важен, потому что в контракте на поставки газа на Украину был зафиксирован объём газа, который Украина обязана была покупать. Там было зафиксировано, что Украина ежегодно должна покупать у России 52 миллиарда кубов. Там можно было сократить на 20%, ещё на 20%, но всё равно там было чётко зафиксировано, сколько Украина обязана купить. И чётко зафиксировано, прописано там по пунктам, как стоимость штрафа исчисляется, если Украина это не купит.

Украина нарушала эти объёмы, и вы помните, что вообще кончилось тем, что с 14 года вообще поставок на Украину нет. Другой контракт на транзит газа. Там был пункт, что Россия обязуется транзитировать через Украину 110 миллиардов кубов газа. Россия тоже 110 миллиардов кубов не транзитировала, но при этом в контракте не было никаких штрафных санкций...

Полностью слушайте в аудиоверсии или смотрите. 

Источник: Вести FM, 26.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики