Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Формулу цены на российский газ для Белоруссии объяснил эксперт

Формулу цены на российский газ для Белоруссии объяснил эксперт

В 2019 году цена российского газа для Белоруссии снизилась до 127 долларов за тысячу кубометров. Все остальные страны и конкретные компании получают газ из России по существенно более высокой цене, отмечает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Формула цены на российский газ для Белоруссии

Переговоры между Москвой и Минском о цене на российский природный газ для Белоруссии на 2020 год будут идти до конца года и дадут оптимальный результат. Такую уверенность выразил  посол России в Белоруссии Дмитрий Мезенцев. По его словам, цена есть следствие не новых переговоров, а уже заключенного соглашения, и к нему как приложение определен алгоритм формирования цены на газ. Сами переговоры носят «технический характер», подчеркнул Мезенцев.

«Белоруссия получает газ из РФ по весьма льготному варианту, который можно сравнить только с теми льготами, которые есть для Армении. Все остальные страны и конкретные компании, которые покупают газ в России, получают его по существенно более высокой цене. Льготный механизм для Минска был согласован еще тогда, когда «Газпром» купил газотранспортную систему Белоруссии.

Цена считается следующим образом: берется стоимость газа на Ямале, и к нему прибавляется стоимость доставки до Белоруссии. В итоге Белоруссия получает газ по цене, которая сопоставима с некоторыми российскими регионами, например для Калининградской области.

Но президент Лукашенко хочет покупать российский газ по цене, сравнимой с соседней Смоленской областью. Я не могу рационально объяснить, почему на текущем уровне интеграции газ для Белоруссии должен стоит так же дешево, как для внутренних потребителей РФ в Смоленской области», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт. 

Текущий уровень интеграции 

Напомним, что в 2018 году российский газ для Минска стоил 129 долларов за 1 тысячу кубометров, а в 2019 году цена снизилась до 127 долларов. Мезенцев называет такую цену самой льготной, которую установил российский партнер для потребителей Беларуси по сравнению со всеми другими партнерами, с которыми взаимодействует Россия в этой области. Ни с каким другим государством у России такой предельно низкой цены на газ нет, это абсолютный рекорд по комфортности цены, подчеркнул дипломат.

«По поводу цен на газ наши страны будут вести дальнейшие переговоры. Но разногласия кроются в том, что Белоруссия хочет цены как в Смоленске, в то время как Россия на текущем уровне интеграции такую цену дать не может. Все-таки в Минске не торопятся идти на более масштабную интеграцию между РФ и Белоруссией, которая предполагает общий рынок всевозможных товаров, в том числе газа.

Чтобы получать российский газ по цене для Смоленска, российские предприятия должны получить возможность беспрепятственно зарабатывать деньги в Белоруссии, на тех же условиях, что и местные. То же самое касается постепенного сближения в сторону макроэкономической интеграции - у нас должна быть единая валюта, единый эмиссионный центр, к приватизации белорусских активов должны быть допущены компании из РФ.

В рамках интеграции можно подумать и об объединении мощностей ряда предприятий, например, белорусского МАЗа и российского КамАЗа. Мы сможем конкурировать с европейскими и китайскими крупными игроками только при объединении наших усилий. И когда начнется обширная экономическая интеграция, можно приступить к обсуждению сближения цен на газ», - считает Станислав Митрахович

Единый рынок газа ЕАЭС

Напомним, что Минск и раньше пытался подкорректировать формулу цены на газ в свою пользу, сравнивая ее с внутрироссийскими ценами. Как объяснил нам ранее директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетически исследований РАН Вячеслав Кулагин, на внутреннем рынке при подходе к границам России тарифы субсидируются, так как текущие цены зачастую даже не покрывают затраты на транспортировку газа.

Другими словами в приграничных районах идет региональная поддержка за счет внутреннего регулирования, и распространять эту поддержку на Белоруссию никто не собирается. При этом единый рынок газа ЕАЭС, согласно текущей концепции и проекту программы, не затрагивает внутреннего рынка газа, он касается только межгосударственной торговли.

«Наши отношения с Белоруссией в целом остаются очень хорошими, даже союзническими, хотя  периодически и скатываются к противостоянию по поводу цен на нефтепродукты и газ. Нынешние переговоры по цене за газ продолжатся и договориться можно, но предполагать, что РФ будет субсидировать Белоруссию вечно, увеличивая поддержку, тоже не стоит.

Минску не стоит жаловаться на плохие экономические условия энергетической кооперации с РФ, объективно она предполагает лучшие условия среди всех остальных стран. Но дальнейшие уступки России в энергетической сфере должны встречать ответные уступки Белоруссии в других направлениях», - считает Митрахович.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 02.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики