Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев решил, что «Газпром» должен обеспечить ему 2,5% ВВП

Киев решил, что «Газпром» должен обеспечить ему 2,5% ВВП

В Евросоюзе предлагают сохранить украинский транзит еще на десять лет

В Евросоюзе рассчитывают сохранить за Украиной статус страны-транзитера еще, как минимум, на десять лет. Именно на такой срок Москве и Киеву брюссельские чиновники советуют заключить новый газовый контракт с начала 2020 года.

Собственно, инициатива исходит от вице-президента Еврокомиссии (ЕК) по делам Энергосоюза Мароша Шефчовича. Он якобы направил уже соответствующее предложение главе российского Минэнерго Александру Новаку. И собирается поднять эту тему в ходе очередного раунда трехсторонних (с участием России, Украины, ЕС) переговоров, которые должны пройти в Брюсселе 16 сентября.

По мнению Шефчовича, заключение именно долгосрочного контракта в интересах как Москвы, так и Киева. Поскольку в настоящее время, как он выразился, стоит вопрос не только о предсказуемости дальнейших поставок, но также о надежности и доверии к России как поставщику газа, а к Украине как к транзитной стране.

Вообще-то Россия за более чем 50 лет, которые она поставляет голубое топливо в Европу, уже доказала вполне свою надежность. К тому же, такая постановка вопроса совершенно не стыкуется с тем, что на прошлой неделе предложил Киеву наш министр энергетики Новак. А именно — продлить действующий контракт по транзиту газа, истекающий через несколько месяцев, еще на один год.

На прежних условиях, сказал глава Минэнерго, но с возможностью некоторых корректировок, так как в конечном итоге это будет договор между коммерческими компаниями.

Украинские коллеги из «Нафтогаза» на этот счет никак официально не высказались. И продолжают держать паузу до сих пор.

Вместе с тем после заявления представителя ЕК складывается впечатление, что нам, несмотря на нашу заинтересованность в годовом продлении, все же хотят навязать опять «десятилетку». При этом совершенно непонятно, на кого лягут все возможные риски и издержки, в случае, если украинская сторона выкинет очередной какой-то фортель…

Прокомментировал ситуацию «СП» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков:

— Понятно, что Еврокомиссия исходит, прежде всего, из интересов европейцев. Им важно, чтобы была возможность прокачивать через Украину газ — и чем больше, тем лучше. Просто, чтобы такая перспектива была…

Но без контракта ни одного кубометра не прокачаешь — это просто незаконно. По всем нормам это будет считаться контрабандой.

Для них важна сама возможность законной прокачки газа. Поэтому они говорят: «Давайте заключайте на десять лет соглашение». А украинская сторона трактует это по-своему: «Смотрите, Еврокомиссия поддерживает наше предложение на десятилетний контракт».

Но Еврокомиссия называет лишь те же, что и Украина сроки — десять лет. А вот дальше, самое интересное. Киев требует, чтобы в новом контракте было условие «качай или плати» на 90 млрд. кубометров в год. То есть, по сути, хочет обязать «Газпром» прокачивать эти объемы, и платить, если он не прокачивает столько. Чего, в общем, не было даже в действующем транзитном договоре.

Украина на этом настаивает. А Еврокомиссия про объемы, про «качай или плати» вообще ничего не говорит. Только о сроке — 10 лет, объёмы не обозначаются.

И Россия, на самом деле, согласна. «Газпром» устроил бы даже десятилетний контракт, где нет условия «качай или плати» и не прописаны объёмы. Чтобы потенциально можно было качать, если, скажем, мы захотим. Поэтому предложили годичный.

Но, по сути, он на любой срок согласился, если бы там было прописано: сколько мы прокачали, столько и заплатили. Не качаем — не платим вообще. 

Вот на таких условиях «Газпром» готов хоть на сто лет продлить. Потому что обязательств не накладывает, но при этом дает возможность качать газ через Украину. Это, конечно, идеальная картина. И европейцы про это же говорят.

Но для «Нафтогаза» вариант без условия «качай и плати» неприемлемый, и на такой десятилетний контракт он сам не согласится. Потому что «Газпром» прокачает в 2020 году 40−50 млрд. через «незалежную», достроит «Северный поток — 2», «Турецкий поток», и, соответственно, снимет с Украины основные объемы.

Да, по договоренности Путина с Меркель 10−15 млрд. кубов останется. Но в перспективе пятилетней и Меркель, может быть, уйдет… И там все еще будет от потребления в Европе зависеть…

То есть, Украина может вообще остаться без транзита.

Поэтому они и бьются так — понимают, что годичный контракт нужен «Газпрому» для того, чтобы просто достроить обходные газопроводы. И тогда уже совершенно другая ситуация сложится: Украина как транзитер уже не нужна будет.

В прошлом году через нее прокачали 86,6 млрд. кубов. Суммарная мощность «Северного потока-2» и «Турецкого потока» — 86,5 млрд. кубов. А они готовы будут в течение года.

Поэтому год для Украины — это лишь отсрочка неизбежного конца истории транзита.

«СП»: — Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев в интервью немецкой газете Handelsblatt заявил, что если «Газпром» откажется от продления договора на условиях Киева, Украина, теряющая на этом 2,5% ВВП, обратится в суд за компенсациями. Будут требовать ареста активов компании за рубежом. Каковы перспективы у них, как думаете?

— Нулевые. Это полный бред. С таким же успехом Россия может обвинить ЕС в том, что они ветряки у себя развивают, сокращая, тем самым, закупки российского газа. И пойти в суд.

Или, скажем, 50 лет мы были чуть ли не единственными поставщиками газа в Европу, а тут они и у Катара стали покупать, и у Алжира, американцев, норвежцев… Через суд будем требовать, чтобы отказались. Ведь если бы не было всех эти поставщиков, мы были бы единственными. Соответственно, весь объем импорта был у нас. А значит, мы теряем деньги, когда они закупают у кого-то еще.

Логика такая может быть. Но это же бред…

В суд можно подавать, если нарушают твои права, которые проистекают, например, из контракта. А если контракта с 1 января не будет, то, что нарушает «Газпром» по отношению к «Нафтогазу»? С чем они пойдут в суд? С тем, что мы не подписали новый договор? Ну, извините…

«СП»: — Если у них логика такая перевернутая, может, нам с ними в будущем вообще не стоит иметь никаких дел?

— Я думаю, это исключительно популизм. Потому что нынешним руководителям украинской энергетики особенно сейчас надо как-то показать, что они задействованы в неких глобальных процессах, а значит, все должны остаться на своих должностях.

По этой причине и Коболев всячески бьется с «Газпромом». Показывает, что он — центральная фигура, без него все будет проиграно. Поэтому нельзя его менять, нельзя его убирать. Намекает на то, что еще много битв впереди. И он их все возглавляет.

Поэтому в какой-то степени это исключительно попытка удержаться в своем кресле.

Все прекрасно понимают, что их хотелки получить активы «Газпрома» никакой юридической силы не имеют. И если «Газпром» не будет заключать новый транзитный договор, судиться с ним из-за этого абсолютно бесперспективно.

Потом сам же «Нафтогаз» в открытую говорит, что подписывать договор не будет.

Они прекрасно понимают, что рано или поздно, обходные газопроводы будут достроены. И перспектив у Украины как транзитера почти не осталось. Поэтому надо какие-то другие плюсы искать и, прежде всего, для себя лично.

Именно поэтому, я думаю, руководство «Нафтогаза» сейчас работает исключительно на интересы Соединенных Штатов. Она будут сейчас всячески торпедировать подписание соглашения для того, чтобы Россия не смогла выполнять свои экспортные обязательства. По крайней мере, такой риск создать.

Тогда цены в Европе повысятся из-за дефицита, и туда можно будет рентабельно поставлять американский СПГ. Исключительно в таком сценарии они и пытаются развивать всю эту историю.

А все эти условия, которые они выставляют, капризы и откровенный шантаж, это специально делается. Потому что требование «качай и плати» на 90 млрд. кубов, оно просто нерациональное. Все прекрасно понимают, что такой объем Россия через Украину прокачивать не будет никогда.

«СП»: — Впечатление, что этот «цирк с конями» будет вечный…

— Нам непонятно их поведение, потому что они преследуют совершенно другую цель. То есть, они не хотят подписывать транзитное соглашения.

Руководство «Нафтогаза» пытается заигрывать с американцами для того, чтобы устроить свою судьбу дальше. Они хотят оказать им услугу. И с этой точки зрения сорвать транзит российского газа с 1 января в Европу — вот это их цель.

Здесь как раз они действуют совершенно рационально и направленно.

Дело в том, что это не соответствует интересам Украины, как государства. Потому что того же реверсного газа не будет без транзита, надо будет физически где-то искать… и т. д.

Хотелось бы надеяться, что новое руководство «Нафтогаза» и Минэнерго будет исходить уже из интересов, как Украины, так и Европы. Что большее влияние на них будут оказывать европейцы, а не американцы. И вот тогда, возможно, о чем-то с ними можно будет говорить. 

Автор: Светлана Гомзикова

Источник: Свободная пресса, 03.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики