Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Последствия дефицита российского топлива для Украины оценил эксперт

Последствия дефицита российского топлива для Украины оценил эксперт

Розничные цены на бензин и дизель для украинских автомобилистов в скором времени увеличатся, предполагает эксперт Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев. И хотя в Киеве говорят об альтернативных поставках нефтепродуктов из других стран, их стоимость по целому ряду причин будет выше стоимости импорта из России. 

Цены на бензин и дизель на Украине

Украина не планирует полностью запрещать импорт нефтепродуктов из РФ, так как это может вызвать рост розничных цен. Об этом заявил представитель президента Украины Владимира Зеленского в кабинете министров Андрей Герус. На фоне введения спецпошлин он ожидает снижения доли поставок дизтоплива из РФ с 45% до 25% в августе и до 10-15% в сентябре.

Но дефицита топлива, по мнению Геруса, ждать не стоит, так как вырастут поставки из стран Евросоюза и Белоруссии. Белорусский НПЗ в Мозыре уже перенес сроки ремонта на месяц, а также нарастил поставки на 25%, со 180 тысяч тонн в месяц до 250-260 тысяч тонн. Кроме того, в Киеве рассчитывают на увеличение поставок из Литвы, а также морских поставок.

«Скорее всего, розничные цены на бензин и дизель на Украине увеличатся в самое ближайшее время, поскольку спецпошлины будут отражены в конечной цене. Действительно основным поставщиком дизеля на Украину оставались российские компании. Теперь их свободный объем будет переориентирован на другие рынки. Сразу заместить российский продукт Киеву не удастся, а если смотреть на поставки с европейского рынка, то там цены меняются достаточно динамично в отличие от России.

В какие-то периоды времени поставлять топливо с Европы просто будет невыгодно, поскольку там цена остается достаточно высокой. Европейский рынок полностью зависит от рынка нефти, поэтому из России везти топливо все равно будет дешевле. На Украине, конечно, продолжат поиск альтернативы, но она в любом случае обойдется им достаточно дорого», - считает собеседник ФБА «Экономика сегодня». 

Альтернативные варианты поставки топлива на Украину

Напомним, что кабинет министров Украины ввел спецпошлины на импорт российского дизельного топлива трубопроводным транспортом, а также на импорт сжиженного газа. Спецпошлина на дизельное топливо с 1 августа составляет 3,75%, а с 1 октября увеличивается до 4%. Что касается сжиженного газа, то в августе спецпошлину установят на отметке 1,75%, а с октября она возрастет до 3%.

«В принципе Украина может попытаться завозить российское топливо через Белоруссию, но здесь все зависит от позиции белорусских властей. Это скорее политический вопрос, так как подобная схема может привести к обострению отношений Минска с Москвой. В каких-то объемах такой маршрут возможен, но все это ситуативно. Большое значение для стоимости топлива играет и способ поставки.

Дизелепроводы наиболее дешевый способ доставки, гораздо дешевле, чем железнодорожным или автомобильным транспортом. В данном случае компания несет минимальные издержки за счет минимизации издержек на логистику, поэтому российский товар выглядит более конкурентным. Другие страны вряд ли смогут предложить столь эффективную логистику. Конечно, возможны морские поставки на Украину, например через морской порт Одессы, но это предполагает перевалку, что также приведет к удорожанию топлива», - уверен Гордеев.

Что касается других альтернативных вариантов поставки, то Литва и Польша действительно производят нефтепродукты, но их недостаточно для Украины. Как добавляет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, если бы Россия решила жестко ответить Украине на ввод спецпошлин на дизтопливо и сжиженный газ, то запретила бы полностью топливные поставки в соседнюю страну.  

Полный запрет на поставки нефтепродуктов из России на Украину

При таком запрете мы сразу же увидим дефицит топлива  на Украине, а цены взлетят на десятки процентов в зависимости от конъюнктуры текущего месяца и недели. Более того, дефицит топлива способен спровоцировать масштабный топливный кризис, что в итоге вообще обрушить политический режим на Украине, отмечает Митрахович. Но руководство РФ пока не считает нужным действовать так жестко. В Киеве также пока не планируют полностью запрещать импорт нефтепродуктов из РФ.

«Если смотреть со стороны Украины, то она в ближайшее время не сможет полностью ввести запрет на поставу российского продукта. Для России такая мера тоже нежелательна, так как она предполагает потерю рынка и уменьшение поступлений в бюджет, поскольку поставки на Украину облагаются экспортными пошлинами.

С другой стороны право поставлять топливо на Украину пользуются не все, ввозить нефтепродукты туда могут только отдельные компании по специальному разрешению. Если произойдет запрет на поставку со стороны РФ, то предварительно необходимо согласовать его с этими компаниями, чтобы они смогли найти рынки сбыта для своей продукции. Все-таки в РФ производится в два раза больше дизельного топлива, чем потребляется,  и эти объемы нужно куда-то отправлять», - подводит итог Андрей Гордеев

Поставки дизельного топлива из России значительно сократились в связи с решением премьер-министра Дмитрия Медведева, которое стало ответом на санкции, введенные Украиной против России 10 апреля. Помимо поставок угля и нефтепродуктов под запрет попали отдельные виды продукции машиностроения, легкой промышленности и металлообработки. Причем Россия неоднократно заявляла о планах отменить ограничения в ответ на аналогичные действия со стороны Киева, но похоже, что такое время еще не настало.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 06.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики