Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Заменой поставок дизтоплива Украина избавила Россию от нефтяных претензий Белоруссии

Заменой поставок дизтоплива Украина избавила Россию от нефтяных претензий Белоруссии

Попытки Украины заменить российское дизтопливо белорусским – это вынужденная мера, которая взвинтит цены на данный вид ГСМ в стране. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Представитель президента Украины в правительстве Андрей Герус рассказал: страна обеспечила альтернативные поставки дизельного топлива в страну, заместив импорт из России, который полностью прекратился по трубопроводам с 1 августа. В июле нефтетрейдеры накопили дополнительные запасы российского топлива на нефтебазах Украины (дополнительно более 40 тысяч тонн), когда еще не действовали специальные пошлины. Но основную ставку Киев делает на поставки из Белоруссии.

"Для Белоруссии Украина стала крупнейшим рынком сбыта нефтепродуктов еще в прошлом году – в 2018-м объемы поставок резко повысились, и тенденция продолжилась в 2019-м. Происходит естественный процесс – Россия отказалась от продажи ряда ГСМ Украине, той приходится замещать поставки у другого ближайшего соседа. Для Минска Украина становится основным рынком сбыта нефтепродуктов с соответствующими прибылями и возможностями. Но новые возможности РБ больно ударят по ее новому крупному партнеру.

После потери российских поставок эффективно заменить их Украина может только в Белоруссии – другие маршруты неудобные и невыгодные. А раз белорусы стали естественными монополистами, они постараются заработать на этой ситуации. Дефицит украинский они будут перекрывать, но уже по завышенным ценам. И Киев заплатит, так как иных вариантов нет дефицит стратегического топлива вызовет масштабный внутренний кризис и ударит по сельскому хозяйству", - отмечает специалист.

В плюс России

По словам Геруса, Мозырский НПЗ РБ в августе и сентябре увеличит поставки на Украину на 25 процентов, а сентябрьский ремонт, перенесет на октябрь. "Из трубы дизель перегружается в цистерны и попадает на Украину", - пояснил он. Кроме того, выросли поставки топлива по морю. "Если ранее были поставки 10-20 тысяч тонн, то в августе 60-90 тысяч тонн в месяц", - сообщил он. Кроме того, сказал Герус, наращиваются поставки из Литвы, стран ЕС, а также незначительно растет производство на НПЗ Украины. 

"Мы видим, что этот ресурс (в совокупности) с запасом перекрывает поставки дизеля из РФ", - сказал представитель украинского президента. И подчеркнул: Киев ожидает снижения импорта дизтоплива из России в августе вдвое. И оценил рост поставок из Белоруссии: "Если раньше это были где-то 180 тысяч тонн в месяц, то сейчас будут 250-260 тысяч тонн в месяц". Следующие три месяца, по словам Геруса, будут "абсолютно стабильные и спокойные", а к зиме сезонный спрос на солярку снизится.

"Профилактику и плановый ремонт на Мозырском НПЗ Белоруссия провела весной, так что осенью он не требовался, - подчеркивает эксперт. – Однако эксперты в Минске все равно решили проверить оборудование после поставок из России нефти с повышенным содержанием хлора. И если оборудование окажется повреждено – выставить Москве счет с требованием компенсаций. Но дефицит на Украине скорректировал планы: вместо остановки предприятия с сомнительным результатом можно получить вполне реальные прибыли.

Минск, несомненно, не поставляет Киеву ГСМ по тем же ценам, что Россия. А в условиях де-факто монополии поднимет цены, что ударит по многим отраслям жизни Украины. При этом НПЗ России, принявшие сырье с существенным превышением хлора, работают в полную мощность – их оборудование не пострадало. А действия Минска показывают, что он сам не очень верит во вред, нанесенный загрязненной нефтью белорусскому заводу. И предпочитает более реальные способы заработать".

Пошлины и дефицит

С 1 августа на Украине вступили в силу специальные пошлины на импорт из России дизельного топлива и сжиженного газа, введенные правительством 17 июля. Спецпошлина на дизтопливо, поставляемое трубопроводами, составляет 3,75% с 1 августа 2019 года, и 4% с 1 октября 2019 года. Спецпошлина на поставки сжиженного газа составляет 1,75% с 1 августа и 3% с 1 октября. Ранее Герус отмечал, что украинский бюджет получит дополнительно около 2 млрд гривен (около $77 млн) в год от этих спецпошлин. 

С 1 января 2016 года, в связи со вступлением в силу экономической части Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, Россия для защиты своих экономических интересов приостановила действие договора о зоне свободной торговли с Украиной. С начала 2016 года на Украину распространилось продовольственное эмбарго, введенное правительством РФ в ответ на санкции европейских стран в отношении России. Украина с 2016 года вводит пошлины и эмбарго на российские товары.

"На Украине шесть своих нефтеперерабатывающих завода, однако реально функционирует лишь один - Кременчугский НПЗ, принадлежащий группе компаний "Приват" олигарха Игоря Коломойского. Остальные пять НПЗ остановлены с 2009 по 2018 годы, так что за счет внутренних ресурсов Украина обеспечить себя топливом просто не в состоянии. Хотя по сути обеспечить свои предприятия сырьем для переработки она в силах.

На Украине такая ситуация с внутренней переработкой сложилась из-за внутренних распрей элит. Олигархам не удается поделить между собой заводы, что означает перераспределение прибыли. Из-за этого страна стала вечным заложником импорта – остановленные десять лет назад заводы теперь нужно ремонтировать и модернизировать, а денег на это у страны нет", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 07.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики