Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток-2" привел к сопротивлению Евросоюза агрессивной политике США

"Северный поток-2" привел к сопротивлению Евросоюза агрессивной политике США

Ситуация с американскими санкциями против «Северного потока-2» не является прозрачной – отметил заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач

Европейцы выступили против американских санкций

Официальный представитель Евросоюза Анна-Кайса Итконен сообщила, что Еврокомиссия следит за ситуацией с внесенным в Сенат США законопроектом о санкционных ограничениях против «Северного потока-2» и ждет у Вашингтона разъяснений.

Пока непонятно, будет ли имплементирован данный законопроект в американскую правовую систему, поскольку главным объектом его санкций является швейцарская компания Allseas, которая обеспечивает прокладку «Северного потока-2» и «Турецкого потока».

В действительности, перед нами универсальный законопроект США, который позволит ввести американские санкции против всех строящихся российских газопроводов, а то, что Еврокомиссия в качестве угрозы обозначила «Северный поток-2», говорит о том, что в Брюсселе существует консенсус, что данный газотранспортный проект необходим Евросоюзу, и что его необходимо обязательно защитить.

Ведь и европейцам не нравится, что американцы продолжают использовать фактор украинской газотранспортной системы в качестве инструмента геополитического давления на Россию, что в итоге ставит под знак вопроса энергобезопасность Евросоюза. 

«Здесь существует много аспектов, связанных с внутриполитической борьбой в США, а также с действиями лоббистов, которые отрабатывают этот вопрос в рамках крайне напряженной американской внутренней политики», - констатирует Гривач.

В целом, это показательное заявление Еврокомиссии, которая, как известно, не отличается особой благосклонностью к российским газовым проектам. Все это показывает, что европейцы будут пытаться влиять на США, чтобы не дать развиться этим негативным тенденциям.

Ведь здесь на кону стоит энергетическая безопасность Евросоюза, поскольку Украина, во-первых, постоянно манипулирует фактором своей ГТС в политических целях, чем нервирует европейские власти, во-вторых, через этот фактор на Брюссель оказывают воздействие США, а, в-третьих, не надо забывать про то, что украинской газотранспортной системе в ближайшие годы потребуются значительные инвестиции.

Ведь суммарная стоимость модернизации украинской ГТС еще выше строительства «Северного потока-2», не говоря уже о том, что никто из западных инвесторов не хочет вкладываться в Украину, а на Россию в данном вопросе рассчитывать не стоит. 

«Кроме того, европейцы не хотят, чтобы их экономические интересы были здесь проигнорированы со стороны США. К тому же, в Вашингтоне в рамках данного законопроекта указывают Брюсселю, как вообще нужно действовать», - резюмирует Гривач.

И европейцам это не нравится, поскольку такой подход к делу слишком похож на отношения сюзерена и вассала, что является контуром того порядка отношений, который Вашингтон сегодня навязывает Брюсселю. Где-то это проходит, но в вопросах, которые носят жизненный характер для Евросоюза, в Брюсселе оказывают жесткое сопротивление США, и именно так дело обстоит с «Северным потоком-2».

«Данный подход Брюсселя и является причиной того, почему о санкциях в отношении «Северного потока-2» говорится уже много лет, но на практике они так и не были введены, несмотря на факт данного законопроекта в США», - заключает Гривач.

Евросоюз также дискриминирует «Северный поток-2»

Еще одним интересным моментом в выступлении Итконен является то обстоятельство, что она от лица Брюсселя подтвердила тот факт, что компания Nord Stream 2 AG, реализующая проект «Северный поток-2», подала в Европейский суд на европейские власти иск, в котором пытается оспорить его Газовую директиву. Впрочем, в Брюсселе считают данный вопрос отдельной от санкций темой. 

«В рамках этой проблемы компания-оператор «Северного потока-2» обратилась в Еврокомиссию с целью разъяснить позицию по Газовой директиве, о том, как она будет применяться и почему единственным проектом, который под нее подпадает, является данный газопровод. После проведенных консультаций с Еврокомиссией компания Nord Stream 2 AG решила подать иск в суд», - констатирует Гривач.

Несмотря на то, что европейцам не нравятся санкции США против «Северного потока-2», в Брюсселе без проблем были введены собственные ограничения, призванные контролировать функционирование данного направления поставок российского газа.

Примерно также европейцы с помощью Третьего энергопакета обошлись с первым «Северным потоком», из-за чего он практически все время, благодаря очевидным законодательным уловкам, был загружен только на половину своих транзитных мощностей.

Все это делается с целью поставить «Газпром» в невыгодные условия и обеспечить транзит газа через Украину, чтобы российская компания, по сути своей, дотировала данное государство, которое проводит враждебную политику по отношению к России. 

«В результате, компания-оператор «Северного потока-2» решила отстоять свои интересы через те правовые институты, которые существуют в Евросоюзе, и это совершенно нормальный для Европы процесс», - резюмирует Гривач.

Данное обстоятельство показывает, что «Северный поток-2» будет достроен, а вот как он будет работать – это отдельный вопрос.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 07.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики