Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Повышением тарифа на транзит Россия сняла часть претензий Белоруссии за ЧП с "Дружбой"

Повышением тарифа на транзит Россия сняла часть претензий Белоруссии за ЧП с "Дружбой"

Повышением тарифов на транспортировку нефти на 3,7% Россия закрывает с Белоруссией вопрос о компенсации недополученной выручки. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии утвердило повышение тарифов на транспортировку нефти по территории страны с 1 сентября 2019 года на 3,7%. В сообщении указано, что цена вырастет "с целью частичной компенсации недополученной выручки". Вице-премьер РФ Дмитрий Козак сообщал: Москва и Минск договорились повысить тариф на прокачку нефти по территории Белоруссии на 3,7% с 1 сентября до конца года, 1 января 2020 года его стандартно проиндексируют.

"Внеплановым повышением тарифов на прокачку нефти Россия закрыла вопрос о недополученной прибыли Белоруссии из-за загрязнения нефтепровода "Дружба", - отмечает специалист. – Изначально вопрос упущенных доходов был весьма спорным, и потому удивительно, что сторонам удалось этот вопрос быстро согласовать. В этой части претензии Минска сняты, но России предстоит еще разобраться с возмещением ущерба, нанесенного нефтеперерабатывающим заводам РБ.

В этой части российские специалисты, вероятнее всего, детально изучат состояние оборудования НПЗ в Белоруссии, чтобы оценить реальные поломки. Опять-таки изначально были разногласия в масштабах этой проблемы – в России высказывали мнение, что Минск мог искусственно завысить технологический ущерб. В любом случае, мы видим, что Россия ответственно закрывает свои обязательства перед партнерами по инциденту в "грязной" нефтью, стараясь быстрее оставить эту историю в прошлом".

ЧП в "Дружбе"

Белорусский концерн "Белнефтехим" в апреле сообщил о резком ухудшении качества нефти, поступающей из России по нефтепроводу "Дружба", который обеспечивает поставки нефти на белорусские НПЗ и ее транзит в Европу через Белоруссию, Польшу и Украину. Транзит и переработка нефти были остановлены, затем возобновлены. Москва и Минск создали рабочую группу по восстановлению поставок нефти и оценке убытков, согласовали дорожную карту по замещению некачественной нефти на чистую на белорусской территории. 

8 августа Белоруссия сообщила, что полностью завершила очистку магистральных нефтепроводов на своей территории от загрязненной хлоридами российской нефти. Минск отмечает: сокращение объемов транспортировки нефти во II квартале 2019 года в связи с отказом ее приема нефтеперерабатывающими заводами Польши, Германии, Чехии и Венгрии из-за повышения концентрации органических хлоридов в российской нефти привело к сокращению прогнозного объема выручки ОАО "Гомельтранснефть Дружба" на 2019 год.

"Еще до ЧП с загрязнением нефтепровода Белоруссия настаивала на повышении транзитных тарифов, заявляя о некоем экологическом уроне от нефтепровода и необходимости модернизировать свою транспортирующую инфраструктуру. Это формальные поводы – Минск пытается так или иначе добиться от Москвы компенсаций за налоговый маневр, из-за которого потерял немалые деньги. Россия справедливо считает, что ее налоговые решения – внутреннее дело, и платить за них кому-либо излишне.

При этом по двустороннему соглашению Белоруссия для своих нужд беспошлинно импортирует 24 млн тонн российской нефти в год. Но на практике страна оставляет для дальнейшей переработки лишь 18 млн т, а излишки в 6 млн т отправляет на экспорт, с которых собирает пошлину в свой бюджет. Это сотни миллионов долларов, которые Минск получает от России в качестве поддержки, что уже немало. Но белорусская сторона полагает, что налоговый маневр РФ нанес более крупный ущерб", - подчеркивает эксперт.

Возможности для диалога

В России после проверки выяснили: загрязнение хлорорганикой нефтепровода "Дружба" было умышленным. Было заведено уголовное дело, в Самаре в офисах ряда частных организаций прошли следственные действия. Вброс хлоридов предположительно осуществлялся через узел учета, принадлежащий "Самартранснефть-Терминал". Обвинение предъявлено 13 фигурантам – по версии следствия, они похитили нефть на сумму не менее 1 млн рублей и скрыли хищение, влив грязную нефть вместо украденной. 

Впоследствии сотрудники российских правоохранительных органов раскрыли схему загрязнения нефти в "Дружбе". Нефть похищалась автомобильным транспортом, доставлялась для переработки на мини-нефтеперерабатывающие заводы. Полученные в результате переработки светлые нефтепродукты реализовывались третьим лицам. На территории Белоруссии в трубопроводах в результате ЧП оказалось около 630 тысяч тонн загрязненной органическими хлоридами нефти.

"Белоруссия не скрывает, что хочет более существенных преференций от Москвы. К примеру, настаивает на цене газа по его стоимости в Смоленской области РФ. Однако отдельные регионы России покупают газ дороже, чем Смоленская область, так что предоставлять такие льготы соседнему государству было бы странно. По крайней мере, пока не достигнута масштабная экономическая интеграция в рамках Союзного государства.

Она подразумевает доступ российского бизнеса на белорусский рынок с возможностью покупки предприятий и других активов – сейчас этого нет. Интеграция подразумевает возможность российских компаний продавать газ на рынке РБ – это подразумевается в рамках общего энергетического рынка. То есть поле для диалога еще достаточно обширное, и Минск еще не раз напомнит о себе требованиями компенсаций за компромиссные решения", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 15.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики