Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Повышением тарифа на транзит Россия сняла часть претензий Белоруссии за ЧП с "Дружбой"

Повышением тарифа на транзит Россия сняла часть претензий Белоруссии за ЧП с "Дружбой"

Повышением тарифов на транспортировку нефти на 3,7% Россия закрывает с Белоруссией вопрос о компенсации недополученной выручки. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии утвердило повышение тарифов на транспортировку нефти по территории страны с 1 сентября 2019 года на 3,7%. В сообщении указано, что цена вырастет "с целью частичной компенсации недополученной выручки". Вице-премьер РФ Дмитрий Козак сообщал: Москва и Минск договорились повысить тариф на прокачку нефти по территории Белоруссии на 3,7% с 1 сентября до конца года, 1 января 2020 года его стандартно проиндексируют.

"Внеплановым повышением тарифов на прокачку нефти Россия закрыла вопрос о недополученной прибыли Белоруссии из-за загрязнения нефтепровода "Дружба", - отмечает специалист. – Изначально вопрос упущенных доходов был весьма спорным, и потому удивительно, что сторонам удалось этот вопрос быстро согласовать. В этой части претензии Минска сняты, но России предстоит еще разобраться с возмещением ущерба, нанесенного нефтеперерабатывающим заводам РБ.

В этой части российские специалисты, вероятнее всего, детально изучат состояние оборудования НПЗ в Белоруссии, чтобы оценить реальные поломки. Опять-таки изначально были разногласия в масштабах этой проблемы – в России высказывали мнение, что Минск мог искусственно завысить технологический ущерб. В любом случае, мы видим, что Россия ответственно закрывает свои обязательства перед партнерами по инциденту в "грязной" нефтью, стараясь быстрее оставить эту историю в прошлом".

ЧП в "Дружбе"

Белорусский концерн "Белнефтехим" в апреле сообщил о резком ухудшении качества нефти, поступающей из России по нефтепроводу "Дружба", который обеспечивает поставки нефти на белорусские НПЗ и ее транзит в Европу через Белоруссию, Польшу и Украину. Транзит и переработка нефти были остановлены, затем возобновлены. Москва и Минск создали рабочую группу по восстановлению поставок нефти и оценке убытков, согласовали дорожную карту по замещению некачественной нефти на чистую на белорусской территории. 

8 августа Белоруссия сообщила, что полностью завершила очистку магистральных нефтепроводов на своей территории от загрязненной хлоридами российской нефти. Минск отмечает: сокращение объемов транспортировки нефти во II квартале 2019 года в связи с отказом ее приема нефтеперерабатывающими заводами Польши, Германии, Чехии и Венгрии из-за повышения концентрации органических хлоридов в российской нефти привело к сокращению прогнозного объема выручки ОАО "Гомельтранснефть Дружба" на 2019 год.

"Еще до ЧП с загрязнением нефтепровода Белоруссия настаивала на повышении транзитных тарифов, заявляя о некоем экологическом уроне от нефтепровода и необходимости модернизировать свою транспортирующую инфраструктуру. Это формальные поводы – Минск пытается так или иначе добиться от Москвы компенсаций за налоговый маневр, из-за которого потерял немалые деньги. Россия справедливо считает, что ее налоговые решения – внутреннее дело, и платить за них кому-либо излишне.

При этом по двустороннему соглашению Белоруссия для своих нужд беспошлинно импортирует 24 млн тонн российской нефти в год. Но на практике страна оставляет для дальнейшей переработки лишь 18 млн т, а излишки в 6 млн т отправляет на экспорт, с которых собирает пошлину в свой бюджет. Это сотни миллионов долларов, которые Минск получает от России в качестве поддержки, что уже немало. Но белорусская сторона полагает, что налоговый маневр РФ нанес более крупный ущерб", - подчеркивает эксперт.

Возможности для диалога

В России после проверки выяснили: загрязнение хлорорганикой нефтепровода "Дружба" было умышленным. Было заведено уголовное дело, в Самаре в офисах ряда частных организаций прошли следственные действия. Вброс хлоридов предположительно осуществлялся через узел учета, принадлежащий "Самартранснефть-Терминал". Обвинение предъявлено 13 фигурантам – по версии следствия, они похитили нефть на сумму не менее 1 млн рублей и скрыли хищение, влив грязную нефть вместо украденной. 

Впоследствии сотрудники российских правоохранительных органов раскрыли схему загрязнения нефти в "Дружбе". Нефть похищалась автомобильным транспортом, доставлялась для переработки на мини-нефтеперерабатывающие заводы. Полученные в результате переработки светлые нефтепродукты реализовывались третьим лицам. На территории Белоруссии в трубопроводах в результате ЧП оказалось около 630 тысяч тонн загрязненной органическими хлоридами нефти.

"Белоруссия не скрывает, что хочет более существенных преференций от Москвы. К примеру, настаивает на цене газа по его стоимости в Смоленской области РФ. Однако отдельные регионы России покупают газ дороже, чем Смоленская область, так что предоставлять такие льготы соседнему государству было бы странно. По крайней мере, пока не достигнута масштабная экономическая интеграция в рамках Союзного государства.

Она подразумевает доступ российского бизнеса на белорусский рынок с возможностью покупки предприятий и других активов – сейчас этого нет. Интеграция подразумевает возможность российских компаний продавать газ на рынке РБ – это подразумевается в рамках общего энергетического рынка. То есть поле для диалога еще достаточно обширное, и Минск еще не раз напомнит о себе требованиями компенсаций за компромиссные решения", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 15.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики