Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша намерена зарабатывать на транзите российского газа в 10 раз больше

Польша намерена зарабатывать на транзите российского газа в 10 раз больше

Весной следующего года заканчивается контракт на транзит российского газа по польскому участку газопровода Ямал — Европа, и в Варшаве намерены пересмотреть его условия. Польская сторона хочет зарабатывать на поставках голубого топлива из России в Германию не менее чем в 10 раз больше, посчитало EADaily.

«Это просто бизнес. Мы постараемся сделать так, чтобы это не происходило бесплатно, как сейчас. 21 млн злотых в год за эти миллиарды, прокачанные на 660 км, — это ноль», — процитировало издание NetTG.pl уполномоченного правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре Петра Наимского. По его словам, через Польшу ежегодно транспортируется 29 млрд кубометров газа из России, однако оплата производится по таким низким тарифам, что доходы страны составляют лишь $ 5,4 млн.

Ранее польский высокопоставленный чиновник заявил, что в 2010—2017 годах Польша потеряла от контракта на транзит российского газа $ 400 млн — в среднем по $ 50 млн в год. Высшая контрольная палата Польши в прошлом году подготовила отчет, в котором говорится, что польские власти и лично ныне экс-министр экономики страны Вальдемар Павляк не использовали в 2009—2010 годах переговорные возможности и экономический эффект от газовых контрактов оказался хуже, чем ожидалось. «Правительство Туска и Павляка отказалось от реальных денег, которые принадлежали бы Польше и компании Europol Gaz. Отказ от доходов за транспортировку и списание российских долгов компании Europol Gaz означало прямое лишение нас этих денег. Это странно. В это трудно просто поверить», — сказал газете Gazeta Polska Петр Наимский.

Газопровод Ямал — Европа начали строить в 1994 году, а полностью ввели в эксплуатацию в 2006 году. Инвестиции «Газпрома» в польский участок составили $ 1 млрд, а на 2015 год российский холдинг указывал свои активы в Польше с учетом амортизации и девальвации почти на $ 500 млн.

«Польша не вложила в этот проект ничего, получив при этом половину акций компании Europol Gaz. Тарифы являются частью инвестиционного соглашения. Они не предполагают сверхприбыли для акционеров, но дают неплохую доходность. Поляки, естественно, хотят их поднять, чтобы получать деньги из воздуха», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Польский участок газопровода Варшава и Москва отдали в собственность и управление компании Europol Gaz, в котором «Газпрому» сейчас принадлежат 48%. Столько же контролирует польская госкомпания PGNiG. Остальные 4% — еще одна польская компания. По межправительственному соглашению тариф формируется из необходимых затрат на работу газопровода и прибыли, которая не может превышать 21 млн злотых в год ($ 5,4 млн). О ней и говорил Петр Наимский.

«С Europol Gaz сложно. Из-за политической позиции Польши нормальная деятельность компании заблокирована: корпоративные процедуры, выплата дивидендов. Поэтому сложно оценивать прибыль. Там расходы минимальны: зарплаты, топливный газ и налоги. Но из-за антирусской линии Варшавы нормально работать невозможно», — говорит Алексей Гривач.

При пересчете на объемы транзита прибыль оператора польского участка Ямал — Европа составляет сейчас $ 0,34 с каждой тысячи кубометров. Половина из них достается польской стороне. Судя по заявлениям о потерях, Варшава планирует увеличить прибыль в 10 раз. Таким образом, польский транзит подорожает более чем на $ 3,4 на каждую тысячу кубометров.

В этом году польский госрегулятор по энергетике URE установил тарифы на транзит газа в 2020 году, и он составляет $ 8,9. А намерения местных властей могут увеличить его на 40% — до $ 12,3. Это дешевле, чем транспортировка газа по действующему контракту через Украину (почти в два раза при расчете на каждые 100 километров), однако украинская газотранспортная система, хоть и досталась Киеву в наследство от СССР, но все-таки своя, а в Польше газопровод строили на деньги уже российского «Газпрома».

Глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова заявляла в июне, что переговоры с Польшей идут, но прогресса пока нет.

Как отмечают эксперты, еще одной проблемой подписания нового транзитного российско-польского контракта может стать и попытка увязать его с соглашением по украинскому транзиту. Так, например, замглавы МИД Украины Елена Зеркаль заявила, что над созданием нового контракта на транспортировку российского газа через территорию Украины Киев работает совместно с Вашингтоном и Варшавой. «По газу мы как раз сейчас работаем с поляками и американцами, то есть до визита (президента), который должен быть в начале сентября в Польшу. Мы готовим меморандум по вопросам энергетики, который и будет фундаментом для развития дальнейших действий на двустороннем, трехстороннем уровне», — сказала замминистра в интервью украинскому подразделению британской BBC.

«Эти темы (украинский и польский транзит) связаны, и ситуация „Северного потока-2“ в частности. Только эта „помощь“, как у Булгакова, когда Коровьев с Бегемотом вернулись, чтобы помогать пожарным тушить пожар в ресторане Дома писателей. После этой „помощи“ остались одни головешки», — резюмирует замдиректора ФНЭБ.

Источник: EADaily, 15.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики