Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Финансировать новую систему контроля должна вся отрасль"

"Финансировать новую систему контроля должна вся отрасль"

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

На пункты сдачи-приема сырья (ПСП) системы «Транснефти» поступает нефть от разных производителей и по разным каналам (нефтепроводы, ж/д цистерны, автоцистерны). В буферных емкостях ПСП происходит смешивание разных партий нефти. В настоящее время качество нефти контролируется системой измерения качества нефти (СИКН) специалистами «Транснефти» перед закачкой компаундированного сырья из буферной емкости в систему магистральных нефтепроводов. Ответственность за качество сырья, сдаваемого в буферные емкости ПСП, фактически, лежит на поставщике. 

Измерения качества сырья только при закачке в систему трубопроводов достаточно, когда в буферную емкость сырье сдает один поставщик, то есть одна нефтяная компания. К ней можно предъявить претензии по качеству нефти. При сдаче сырья в буферные емкости от разных производителей установить источник загрязнения зачастую невозможно. 

При этом не определено, что делать с загрязненной нефтью. При любом варианте использования или отбраковки такой нефти кто-то должен будет понести соответствующие убытки. 

Данная проблема существовала всегда, а загрязнение нефти в «Дружбе» хлорорганикой показало, что откладывать ее решение недопустимо. 

В «Транснефти» обсуждается вопрос о внедрении контроля качества каждой партии нефти на входе в узлы компаундирования, чтобы можно было сразу выявить источник поступления некондиционной нефти. 

В связи с данной проблемой ИРТТЭК провел экспертный опрос. 

Станислав, насколько необходимо внедрение такой тотальной системы контроля? Если ли какие-то другие варианты решения проблемы? 

С учетом всей глубины проблемы, выявленной из-за аварии на "Дружбе", внедрение новой системы контроля действительно необходимо. Прежняя схема контроля слишком зависела от добросовестности всех поставщиков, сдающих нефть в магистральные трубы, а этой добросовестности оказалось недостаточным. Уровень доверия между агентами бизнеса и между бизнесом и властями подорван. 

- Насколько реализуема такая система контроля сырья с организационной и финансовой точки зрения? 

Финансировать новую систему контроля должна вся отрасль - это не может быть вопросом эксклюзивной дополнительной нагрузки на "Транснефть". По сути, новая система контроля будет продвинутым государственным сервисом, который даст выгоду в плане технологической безопасности и гарантий надежного экспорта для поставщиков, т.е, в конечном счете, гарантий и их выручки. За сервис надо платить, например, за счет включения его стоимости в тарифы на прокачку. 

- Кто может или должен принять решение о внедрении такой системы контроля? 

Решение в внедрение подобной системы, поскольку оно связано с перестройкой правил игры, является политическим решением. Т.е. его должно принять политическое руководство страны, видимо, на уровне правительства после согласования с президентом. 

Источник: ИРТТЭК, 19.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики