Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Финансировать новую систему контроля должна вся отрасль"

"Финансировать новую систему контроля должна вся отрасль"

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

На пункты сдачи-приема сырья (ПСП) системы «Транснефти» поступает нефть от разных производителей и по разным каналам (нефтепроводы, ж/д цистерны, автоцистерны). В буферных емкостях ПСП происходит смешивание разных партий нефти. В настоящее время качество нефти контролируется системой измерения качества нефти (СИКН) специалистами «Транснефти» перед закачкой компаундированного сырья из буферной емкости в систему магистральных нефтепроводов. Ответственность за качество сырья, сдаваемого в буферные емкости ПСП, фактически, лежит на поставщике. 

Измерения качества сырья только при закачке в систему трубопроводов достаточно, когда в буферную емкость сырье сдает один поставщик, то есть одна нефтяная компания. К ней можно предъявить претензии по качеству нефти. При сдаче сырья в буферные емкости от разных производителей установить источник загрязнения зачастую невозможно. 

При этом не определено, что делать с загрязненной нефтью. При любом варианте использования или отбраковки такой нефти кто-то должен будет понести соответствующие убытки. 

Данная проблема существовала всегда, а загрязнение нефти в «Дружбе» хлорорганикой показало, что откладывать ее решение недопустимо. 

В «Транснефти» обсуждается вопрос о внедрении контроля качества каждой партии нефти на входе в узлы компаундирования, чтобы можно было сразу выявить источник поступления некондиционной нефти. 

В связи с данной проблемой ИРТТЭК провел экспертный опрос. 

Станислав, насколько необходимо внедрение такой тотальной системы контроля? Если ли какие-то другие варианты решения проблемы? 

С учетом всей глубины проблемы, выявленной из-за аварии на "Дружбе", внедрение новой системы контроля действительно необходимо. Прежняя схема контроля слишком зависела от добросовестности всех поставщиков, сдающих нефть в магистральные трубы, а этой добросовестности оказалось недостаточным. Уровень доверия между агентами бизнеса и между бизнесом и властями подорван. 

- Насколько реализуема такая система контроля сырья с организационной и финансовой точки зрения? 

Финансировать новую систему контроля должна вся отрасль - это не может быть вопросом эксклюзивной дополнительной нагрузки на "Транснефть". По сути, новая система контроля будет продвинутым государственным сервисом, который даст выгоду в плане технологической безопасности и гарантий надежного экспорта для поставщиков, т.е, в конечном счете, гарантий и их выручки. За сервис надо платить, например, за счет включения его стоимости в тарифы на прокачку. 

- Кто может или должен принять решение о внедрении такой системы контроля? 

Решение в внедрение подобной системы, поскольку оно связано с перестройкой правил игры, является политическим решением. Т.е. его должно принять политическое руководство страны, видимо, на уровне правительства после согласования с президентом. 

Источник: ИРТТЭК, 19.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики