Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рост доходов отстал от цен на топливо

Рост доходов отстал от цен на топливо

Россияне на свою зарплату могут купить все меньше бензина

Доступность бензина для населения РФ за год снизилась, следует из исследования РИА Рейтинг. Оценив, сколько литров самого распространенного топлива можно купить на среднемесячную зарплату, исследователи определили, что среднестатистическому россиянину в июле 2019 года были доступны 926 л бензина АИ-92. В прошлогоднем исследовании эта цифра составляла 987 л. Нерастущие доходы населения привели к тому, что на среднюю зарплату россиянин теперь может купить на 61 л (около 6%) меньше.

Чтобы оценить доступность автомобильного топлива, эксперты РИА Рейтинг по заказу РИА Новости на основе данных Росстата рассчитали объем бензина марки АИ-92, который могут приобрести на свои среднемесячные зарплаты жители разных регионов России.

Объем бензина, доступный на заработную плату, определялся путем деления среднемесячной зарплаты в регионе за вычетом налога на доходы физических лиц (НДФЛ) за период с июня 2018 года по май 2019 года на региональную цену бензина по состоянию на конец июля 2019 года.

В регионах ситуация разная, больше всего топливо доступно жителям северных нефтегазоносных территорий и Москвы, но куда интереснее проанализировать средние показатели. По данным исследователей, в среднем по России значение доступности бензина марки АИ-92 для населения составляет 926 л, при этом в 68 регионах страны (то есть в 80% субъектах Федерации) показатели ниже этого уровня.

В прошлом году среднее по России значение доступности составляло 987 л. Доступность бензина меньше среднего значения тогда наблюдалась в 72 регионах страны (в 85%). Год назад соответственно сравнивались зарплаты за вычетом НДФЛ с июня 2017 года по май 2018 года и стоимость бензина в регионах по состоянию на середину июля 2018 года.

Власти регулярно уверяют, что цены на бензин в стране взяты под контроль и растут не выше инфляции. В июле такое заявление сделал в Магнитогорске президент РФ Владимир Путин, когда рабочие местного металлургического комбината пожаловались на высокие цены на бензин. «Рост цены на бензин ниже уровня инфляции», – заверил их глава государства. Он добавил, что серьезное ограничение роста цен на топливо будет тормозить развитие нефтепереработки в России. «Тогда не будут вкладывать средства в предприятия по переработке нефти, и это может привести к очень большому всплеску цен», – заявил Путин.

По данным Thomson Reuters Kortes, которые приводит в понедельник ТАСС, средние розничные цены на АИ-92 и АИ-95 с 12 по 16 августа 2019 года не изменились по сравнению с уровнем предыдущей недели и составили 42,51 и 45,73 руб. за литр. Дизельное топливо даже подешевело на 1 коп., до 46,59 руб.

Но данные Росстата показывают, что такая тишь на неделе не скрашивает картину, если брать более длительные периоды. Так, с июня по июль 2019 рост цен составил 0,2%. При этом за первые семь месяцев этого года в годовом выражении рост составил уже целых 6%. Для сравнения: за семь месяцев 2018 года по сравнению с тем же периодом 2017 рост составил 8,6%. При том что, по данным того же Росстата, общая потребительская инфляция за те же периоды была гораздо меньше – 5% и 2,3% соответственно.

В то же время проблема роста цен на топливо беспокоит россиян. В частности, как свидетельствовал опрос исследовательского холдинга «Ромир», 9 из 10 россиян видят риск дальнейшего повышения цен на бензин и дизель (см. «НГ» от 07.07.19). И взрывной рост цен весной 2018 дает о себе знать до сих пор.

Напомним, тогда нефтяники объясняли ситуацию выросшими мировыми ценами на нефть, возникшим разрывом между внутренними ценами и недополученной экспортной выручкой. Правительство с мая прошлого года до начала июля нынешнего практически вручную управляло отраслью, с одной стороны угрожая нефтяникам заградительными экспортными пошлинами, а с другой – обещая компенсировать потери. В ноябре 2018 правительство и нефтяные компании договорились о заморозке цен и увеличении на 3% поставок на внутренний рынок. Последний раз соглашение было продлено в апреле 2019 года, а 1 июля оно перестало действовать. Вице-премьер Дмитрий Козак пояснял, что в нем отпала необходимость, так как заработал механизм демпфирующей надбавки – нефтяным компаниям будут компенсировать из бюджета потери от непоставленной на экспорт продукции. Минфин рассказывал, что в 2019 году нефтекомпании получат 400–450 млрд руб. из Фонда национального благосостояния, а если схема сохранится, то в 2020 году при высоких ценах на нефть компенсации нефтяным компаниям могут достичь 1,7 трлн руб. На всякий случай в начале июля премьер РФ Дмитрий Медведев предупредил компании, что если кто-то в отсутствие соглашения будет проводить «самостоятельную ценовую политику», то правительство готово вернуться к непопулярной у производителей топлива мере – имея в виду, вероятно, экспортные пошлины.

Населению никто никаких выпадающих из бюджета семьи затрат на покупку бензина, конечно, компенсировать не собирается. Реальные располагаемые доходы граждан падают уже шестой год подряд, небольшие всплески в зарплате бюджетников общую картину изменить не могут. Растущую недоступность бензина можно компенсировать только одним – меньше ездить.

«Снижение показателя доступности бензина для населения  в основном объясняется тем, что, с одной стороны, договоренности нефтяников  с правительством предусматривали повышение цен на топливо  в пределах уровня инфляции, а с другой стороны, реальные доходы населения не выросли соответствующим образом. Ведь индексация цен на бензин происходила регулярно, а индексация зарплат пенсий и других выплат происходит не столь регулярно, то есть отстает от роста цен на топливо», – пояснил «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

В оставшуюся часть года есть вероятность продолжения тенденции по снижению доступности топлива  для населения, считает Юшков. «Все будет зависеть от результатов корректировки налогового маневра в нефтяной отрасли. В июле правительство индексировало выплату нефтяниками так называемой демпфирующей надбавки. Осенью нефтяники смогут оценить, насколько новые выплаты компенсируют их потери при продаже топлива на внутреннем рынке по заниженным ценам. Если новые выплаты не покроют убытки, вполне возможно, что правительство разрешит компаниям повысить розничные цены, так как Минфин не захочет увеличить расходы бюджета на новую индексацию демпфирующей надбавки», – говорит эксперт.

Юшков считает, что снижение доступности бензина для населения ведет к экономическим последствиям: общему сокращения трат, что в итоге замедляет рост экономики в целом по стране, и росту закредитованности населения. «Это объясняется тем, что существенная часть населения не может полностью отказаться от потребления моторного топлива, а значит, продолжит его покупать, сокращая другие траты или влезая в долги. К социально-политическим последствиям снижения доступности топлива относится  рост напряженности в обществе и увеличения протестных настроений. В 2018 году мы уже видели, что первый же вопрос президенту на «Прямой линии» был про рост цен на топливо. Ведь с покупкой бензина сталкивается большая часть населения ежедневно, что вызывает существенное раздражение, учитывая убежденность россиян в том, что в стране одном из лидеров по добыче нефти цены на нефтепродукты должны быть низкими», – говорит эксперт. 

«Несмотря на то, что Россия является ведущим производителем топлива, цены в регионах остаются высокими. Но несмотря на стоимость, граждане не готовы отказаться от личного транспорта, предпочитая урезать прочие расходы семейного бюджета», - считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

«Очевидно, что в условиях падения реальных доходов и практически нулевого роста заработных плат, и при росте цен на бензин выше инфляции, топливо не стало доступнее для населения, - сказал «НГ» директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов. – На мой взгляд, цены продолжат расти даже несмотря на возможное снижение цен на нефть. Тут присутствует интерес вертикально интегрированных компаний. Однако каких-то серьезных последствий не будет, просто население будет меньше использовать автомобили, либо, по возможности, переходить на электромобили или гибридные. Так что в какой-то момент спрос на бензин может начать снижаться, что приведет к некому балансу в ценообразовании».

«По мере реализации Налогового манёвра в нефтяной отрасли внутренние цены на топливо должны неизбежно подтягиваться к экспортной альтернативе, то есть ценам европейского рынка, за вычетом транспортно-логистической компоненты, - говорит главный стратег УНИВЕР Капитал Дмитрий Александров. - Таким образом, с учётом стагнации реальных располагаемых доходов, условная "доступность" бензина будет постепенно снижаться и далее. Избежать этого можно только в случае более активного роста зарплат или при снижении экспортной альтернативы (укрепление рубля на фоне снижения цен на нефть). Теоретиченски это возможно, но на практике маловеротяно. Тем не менее, влияние на инфляцию данный тренд существенного пока не оказывает и не будет оказывать в нынешних условиях ограниченного спроса, а сделать бензин действительно предметом жёсткой экономии для населения он также в ближайшие годы (да и просто при нормальном постепенном развитии экономики) не сможет». 

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 19.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики