Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Финляндия не оценила амбиции Польши против "Северного потока-2"

Финляндия не оценила амбиции Польши против "Северного потока-2"

Провал попыток польских экологов заблокировать "Северный поток-2" в Финляндии показал планы Варшавы на американский СПГ. Об этом ФБА "Экономика сегодня"рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Высший административный суд оставил в силе решение Регионального управления органов государственной власти Южной Финляндии, согласно которому российский проект "Северный поток-2" (Nord Stream 2 AG) может провести две трубы газопровода по территории экономической зоны Финляндии. Оспорить это решение пыталась зарегистрированная в Польше экологическая организация Client Earth Prawnicy dla Ziemi. Сначала она получила отказ от первой инстанции финского суда, потом в высшей – окончательной.

"Польша, активно пытаясь ставить палки в колеса "Северному потоку-2", преследует сразу две цели, - отмечает специалист. – С одной стороны, Варшава пытается показать США, что является главным союзником американцев в Европе, и именно на нее стоит делать ставку. Это политический реверанс – возможно, даже без ярко выраженного заказа. Просто поляки считают необходимым доказывать свою лояльность Штатам, демонстрируя противодействие России.

Вторая причина уже более шкурная. Не секрет, что Варшава давно сделала ставку на сжиженный природный газ (СПГ) из США в Европе, и даже построила специальный терминал для приема этого товара. Но терминал хронически простаивает недозагруженным – столько СПГ Варшаве просто не нужно. Она надеется, что после вытеснения российского газа из Европы сможет получать американский СПГ и перенаправлять его в страны ЕС. То есть станет транзитером. Но пока эти мечты призрачны".

Усилия Польши

Польские экологи подали апелляцию на решение финского Регионального управления органов государственной власти в административный суд города Вааса, однако он отказался её рассматривать. Причиной указал, что территориальная деятельность экологической организации не распространяется на экономическую зону Финляндии. Высший административный суд апелляцию рассмотрел не в пользу истца. При этом обжаловать это решение польские экологи не могут. 

Согласно заключению высшей инстанции, процедура оценки воздействия строительства газопровода на окружающую среду, касающаяся экономической зоны Финляндии, была проведена в соответствии с международными соглашениями. Хельсинки выдали окончательное разрешение на строительство "Северного потока-2" весной 2018 года. Финские власти не скрывали, что им не очень нравится проект, однако законных оснований его блокировать нет. В этом случае страна вынуждена разрешить строительство.

"Экологические претензии к "Северному потоку-2" провальные изначально. Проект газопровода пролегает параллельно "Северному потоку-1", который работает уже много лет. Как показывает мониторинг, ни работы по его прокладке, ни процесс эксплуатации какого-либо урона окружающей среде не наносят. К этому аспекту в Европе относятся более чем тщательно. И если бы хоть какой-то урон был, шум европейские СМИ не преминули б поднять. Однако ничего подробного нет.

Экология – это лишь предлог для Польши, чтобы пытаться хоть как-то помешать строительству "Северного потока-2" или приостановить его. Причем Варшава занимается этой деятельностью последовательно и с завидным упорством. Именно она добилась запрета в суде Евросоюза продавать акции "Северного потока-2" европейским компаниям, которые рассчитывали бы стать совладельцами проекта. Поляки разрушили эти мечты, сделав бизнес-структуры лишь соинвесторами", - подчеркивает эксперт.

Шансы на блокировку

"Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России по морю до Германии. Стоимость проекта - €9,5 млрд, ввод ожидается до конца 2019 года. Трубопровод пойдет в обход транзитных государств - Украины, Белоруссии, Польши и других стран - через исключительные экономические зоны и территориальные воды России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Согласие на строительство на данный момент не дала только Дания. 

В августе 2018 года компания Nord Stream 2 AG подала заявку на альтернативный маршрут прокладки труб в Дании. Основной пролегает в территориальных водах к югу от острова Борнхольм. Второй маршрут длиннее основного на 36 км, он проходит в исключительной экономической зоне страны к северо-западу от Борнхольма. Датское энергетическое агентство попросило включить в экологическую оценку также вариант прокладки газопровода в датской исключительной экономической зоне к югу от Борнхольма.

"Не исключено, что поляки продолжат бегать по различным национальным инстанциям в Европе с требованиями отозвать разрешения на строительство "Северного потока-2". Однако все их попытки закончатся по аналогии с финской. Хотя бы потому, что "Северный поток-2" уже практически достроен – порядка 70% подводной части трубопровода уложено. Участки в акватории Германии и Швеции, к примеру, завершены полностью.

Осталось закончить прокладку в российской и финской акватории – в этих юрисдикциях у Польши отозвать разрешения, как мы понимаем, перспектив нет. И дождаться хоть какого-то ответа Дании, которая тянет с ним под давлением США. Но и здесь полякам рассчитывать на успех не приходится: если официального разрешения не выдано, то нечего и оспаривать", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 19.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики