Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Финляндия не оценила амбиции Польши против "Северного потока-2"

Финляндия не оценила амбиции Польши против "Северного потока-2"

Провал попыток польских экологов заблокировать "Северный поток-2" в Финляндии показал планы Варшавы на американский СПГ. Об этом ФБА "Экономика сегодня"рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Высший административный суд оставил в силе решение Регионального управления органов государственной власти Южной Финляндии, согласно которому российский проект "Северный поток-2" (Nord Stream 2 AG) может провести две трубы газопровода по территории экономической зоны Финляндии. Оспорить это решение пыталась зарегистрированная в Польше экологическая организация Client Earth Prawnicy dla Ziemi. Сначала она получила отказ от первой инстанции финского суда, потом в высшей – окончательной.

"Польша, активно пытаясь ставить палки в колеса "Северному потоку-2", преследует сразу две цели, - отмечает специалист. – С одной стороны, Варшава пытается показать США, что является главным союзником американцев в Европе, и именно на нее стоит делать ставку. Это политический реверанс – возможно, даже без ярко выраженного заказа. Просто поляки считают необходимым доказывать свою лояльность Штатам, демонстрируя противодействие России.

Вторая причина уже более шкурная. Не секрет, что Варшава давно сделала ставку на сжиженный природный газ (СПГ) из США в Европе, и даже построила специальный терминал для приема этого товара. Но терминал хронически простаивает недозагруженным – столько СПГ Варшаве просто не нужно. Она надеется, что после вытеснения российского газа из Европы сможет получать американский СПГ и перенаправлять его в страны ЕС. То есть станет транзитером. Но пока эти мечты призрачны".

Усилия Польши

Польские экологи подали апелляцию на решение финского Регионального управления органов государственной власти в административный суд города Вааса, однако он отказался её рассматривать. Причиной указал, что территориальная деятельность экологической организации не распространяется на экономическую зону Финляндии. Высший административный суд апелляцию рассмотрел не в пользу истца. При этом обжаловать это решение польские экологи не могут. 

Согласно заключению высшей инстанции, процедура оценки воздействия строительства газопровода на окружающую среду, касающаяся экономической зоны Финляндии, была проведена в соответствии с международными соглашениями. Хельсинки выдали окончательное разрешение на строительство "Северного потока-2" весной 2018 года. Финские власти не скрывали, что им не очень нравится проект, однако законных оснований его блокировать нет. В этом случае страна вынуждена разрешить строительство.

"Экологические претензии к "Северному потоку-2" провальные изначально. Проект газопровода пролегает параллельно "Северному потоку-1", который работает уже много лет. Как показывает мониторинг, ни работы по его прокладке, ни процесс эксплуатации какого-либо урона окружающей среде не наносят. К этому аспекту в Европе относятся более чем тщательно. И если бы хоть какой-то урон был, шум европейские СМИ не преминули б поднять. Однако ничего подробного нет.

Экология – это лишь предлог для Польши, чтобы пытаться хоть как-то помешать строительству "Северного потока-2" или приостановить его. Причем Варшава занимается этой деятельностью последовательно и с завидным упорством. Именно она добилась запрета в суде Евросоюза продавать акции "Северного потока-2" европейским компаниям, которые рассчитывали бы стать совладельцами проекта. Поляки разрушили эти мечты, сделав бизнес-структуры лишь соинвесторами", - подчеркивает эксперт.

Шансы на блокировку

"Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России по морю до Германии. Стоимость проекта - €9,5 млрд, ввод ожидается до конца 2019 года. Трубопровод пойдет в обход транзитных государств - Украины, Белоруссии, Польши и других стран - через исключительные экономические зоны и территориальные воды России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Согласие на строительство на данный момент не дала только Дания. 

В августе 2018 года компания Nord Stream 2 AG подала заявку на альтернативный маршрут прокладки труб в Дании. Основной пролегает в территориальных водах к югу от острова Борнхольм. Второй маршрут длиннее основного на 36 км, он проходит в исключительной экономической зоне страны к северо-западу от Борнхольма. Датское энергетическое агентство попросило включить в экологическую оценку также вариант прокладки газопровода в датской исключительной экономической зоне к югу от Борнхольма.

"Не исключено, что поляки продолжат бегать по различным национальным инстанциям в Европе с требованиями отозвать разрешения на строительство "Северного потока-2". Однако все их попытки закончатся по аналогии с финской. Хотя бы потому, что "Северный поток-2" уже практически достроен – порядка 70% подводной части трубопровода уложено. Участки в акватории Германии и Швеции, к примеру, завершены полностью.

Осталось закончить прокладку в российской и финской акватории – в этих юрисдикциях у Польши отозвать разрешения, как мы понимаем, перспектив нет. И дождаться хоть какого-то ответа Дании, которая тянет с ним под давлением США. Но и здесь полякам рассчитывать на успех не приходится: если официального разрешения не выдано, то нечего и оспаривать", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 19.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики