Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политика "Роснефти" по Арктике приведет к изменению российских льгот

Политика "Роснефти" по Арктике приведет к изменению российских льгот

Последние заявления Минфина РФ по Арктике имеют финансовую подоплеку – полагает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Добыча в Арктике требует государственного субсидирования

Дело в том, что в докладе заместителя министра финансов РФ Ильи Трунина присутствует предложение распространить мораторий на меры государственной поддержки новых месторождений в Арктике, что означает купирование современной системы льгот.

По сути своей, перед нами реакция Минфина на требования «Роснефти» по предоставлению льгот на ее проект с «Нефтегазхолдингом» под названием «Восток Ойл». В «Роснефти» постоянно лоббируют помощь со стороны государства и транслируют тезис, что без такой помощи России не справиться с развитием арктического региона, а, значит, и с развитием добычи нефти и газа на севере.

Как мы видим, данная линия вызвала сопротивление со стороны главного российского «бухгалтера», т.е. Минфина, причем сам этот вопрос будет решен на особом совещании Трунина с заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Козаком.

Отметим, что в последнее время в России по вопросу арктической добычи возобновилась обширная дискуссия – например, Юрий Трутнев, который отвечает в правительстве РФ непосредственно за Арктику, предложил допустить сюдаиностранные и частные компании. 

На сегодня в Арктике могут работать только «Роснефть», «Газпром» и «Газпром-нефть», что уже привело к тому, что планы 2012 года полностью сорваны, а на арктическом шельфе было создано только несколько скважин для добычи углеводородов.

И на этом фоне Минфин РФ предлагает сократить государственные льготы по Арктике на «неопределенный срок», несмотря на то, что все проекты в данном регионе были реализованы только при прямом или косвенном субсидировании со стороны Москвы.

Достаточно вспомнить проекты компании «Новатэк» в виде «Ямал СПГ» и «Арктик-СПГ-2», которые не облагаются налогами, а их иностранные инвестиции гарантируются нашим государством. В результате, поступления от них в федеральный бюджет равны нулю при явных убытках, что, естественно, не могли не отметить в Минфине РФ. Наверняка, данное обстоятельство повлияло и на этот доклад Трутнева.

«Данное заявление со стороны Минфина РФ неудивительно, ведь это ведомство выступает здесь в качестве защитника федерального бюджета, а также его интересов, поэтому и предлагает ввести ограничения на свои арктические проекты», - констатирует Юшков.

Как замечает эксперт, сейчас в Арктике формируется целый кластер проектов – в частности, по СПГ. «Ямал СПГ» уже реализован, «Арктик-СПГ» на подходе, еще и не надо забывать про собственный проект «Новатэка» в виде «Обской СПГ».

Речь здесь идет о преференциях «Роснефти»

«Соответственно, в Арктике создается целое СПГ-направление, которое требует значительных бюджетных льгот, но главной проблемой для Минфина РФ является «скидка» для добычи на северных месторождениях. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе, что уже привело к значительному увеличению добычи в данном российском регионе», - резюмирует Юшков.

Все это показывает, что старые льготы никто забирать не будет, а дискуссия идет насчет новых косвенных субсидий. Минфин РФ выступает против расширения льгот и дотаций государства в рамках своих арктических проектов, и это уже не первое такое заявление.

«Ведь «Роснефть» предлагает не только разработку новых месторождений, но и перекидывание льгот на север Красноярского края, т.е на. Ванкорский кластер, который уже реализован и поставляет нефть на китайский национальный рынок», - заключает Юшков

Таким образом, когда руководство «Роснефти» говорит, что «предоставьте нам льготы, а мы будем направлять эту нефть в Арктику», это является очевидной уловкой, конечной целью которой является получение преференций со стороны государства.

«И Минфину РФ такая логика, безусловно, непонятна, поэтому данное ведомство просто хочет, чтобы все запросы по льготам, их расширению и предоставлению были бы более конкретизированы, а не так, как это происходит сейчас. Ведь льготы должны быть в той ситуации, когда без них проекты не могут реализоваться, как в случае с производством СПГ на Ямале», - констатирует Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, «Роснефти» в такой ситуации нужно отделить действующие месторождения от новых и сделать запрос на льготы именно по ним, ведь сейчас компания Сечина требует преференций на большинство своих нефтегазовых проектов.

«Есть здесь и другое обстоятельство, не позволяющее игнорировать требования «Роснефти». Ведь кроме этой компании на шельфе Арктики никто и не работает, если вынести за скобки газпромовскую платформу «Приразломная», - резюмирует Юшков

На сегодняшний день себестоимость добычи на шельфе является огромной, поэтому никто в эти проекты и не лезет, поэтому что отменяй льготы, что сохраняй, динамика здесь не улучшится, и это отлично видно по результатам добычи за последние годы.

И в этом случае разговор идет не об отмене льгот, как таковых, а о том, чтобы ограничить предоставление льгот «Роснефти» под тем соусом, что ведущая российская компания занимается в Арктике разработкой и реализацией каких-то не самых больших проектов.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 20.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики