Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты: передача "Транснефти" пунктов сдачи сырья усилит ее ответственность за качество

Эксперты: передача "Транснефти" пунктов сдачи сырья усилит ее ответственность за качество

Опрошенные ТАСС специалисты полагают, что инцидент с загрязнением "Дружбы" хлорорганикой может привести к "тотальной" централизации системы транспортировки нефти

Передача в оперативное управление "Транснефти" пунктов сдачи нефти в сети магистральных трубопроводов позволит более четко прописать ответственность монополии за качество сырья, поставляемого на экспорт и российские НПЗ, считают опрошенные ТАСС эксперты.

По их мнению, инцидент с загрязнением "Дружбы" хлорорганикой весной этого года может привести к "тотальной" централизации системы транспортировки нефти.

Тотальный контроль

Глава "Транснефти" Николай Токарев 19 августа на встрече с председателем правительства Дмитрием Медведевым обратился с просьбой передать в оперативное управление госмонополии все пункты сдачи и приема сырья (ПСП) в российской системе нефтепроводов. "Это позволит нам осуществлять полномасштабный контроль и все меры по обеспечению нормальной, кондиционной нефти, которая поступает из разных источников", - объяснял он.

Всего таких пунктов насчитывается около 150 и большая часть из них принадлежит вертикально-интегрированным нефтяным компаниям, несколько - частным. По версии следствия, загрязнение нефти в трубопроводе "Дружба" в апреле этого года произошло через частный "Самаратранснефть-терминал", который принимает нефть нескольких малых производителей. 

Токарев также предложил провести единую сертификацию химико-аналитических лабораторий, которые осуществляют анализ качества нефти. Медведев просьбы "Транснефти" поддержал и пообещал как можно быстрее подготовить по ним нормативные решения.

Усиление контроля над процессом сдачи сырья со стороны "Транснефти" теоретически позволит снизить риски повторения инцидента с резким ухудшением качества нефти, считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. "На практике все будет зависеть от того, сможет ли "Транснефть" организовать эффективный контроль. Но очевидно, что у самой компании и возможностей, и мотивации для этого больше", - полагает он.

"Сейчас "Транснефть" не всегда может контролировать то, что сдают в трубу. А за качество того, что из трубы выходит, "Транснефть" должна нести полную ответственность. Поэтому, думаю, логично, что Токарев пытается этот контроль забрать", - соглашается ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Однако оперативного управления, о чем просит "Транснефть", может быть и недостаточно, полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. "Для того, чтобы все это заработало, необходимо, чтобы бизнес-процесс принятия нефти изменился. Нужен тотальный контроль на входе и по всем пунктам сдачи. Но, в целом, централизация системы и управление из одной структуры всегда дает повышение уровня контроля. И это - факт", - уверен эксперт.

Централизация управления, по его мнению, позволит в будущем избежать вопросов в стиле "кто виноват". "У нас же нет вопросов по поводу газа, потому что газ практически весь принадлежит "Газпрому" в стране. И отвечает за все он. Так же хочет поступить и "Транснефть". Логика в этом предложении существует", - считает он.

Вреда не будет

Эксперты в целом единогласны, что для нефтяников негативных последствий от этого решения быть не должно. "Правда, возможно придется вкладываться в дополнительную очистку нефти. Не секрет, что хлорорганика используется многими компаниями для повышения отдачи пласта. Поэтому придется повышать качество перед тем, как сдавать в единую систему", - говорит Пикин. В будущем, считает он, сеть пунктов сдачи нефти может централизованно управляться "Транснефтью" по примеру электросетей, когда передачей электроэнергии по сетям в России управляют компании группы "Россети".

"Если раньше в ПСП сидел аккредитованный сотрудник "Транснефти", то теперь у ее специалистов будет больше полномочий. Если компания добывает нормальное сырье, то волноваться не о чем", - говорит Юшков.

Он допускает, что "Транснефть", получив ПСП в управление, теоретически может усилить контроль и над другими параметрами качества сдаваемой нефти. Например, на содержание серы. Жалобы от монополии на рост уровня серы в потоках в западном направлении звучали неоднократно. "Транснефть" отвечает за качество сырья, поставляемого на российские НПЗ. Получается, что сернистую нефть сдают компании, а за ее поставки отвечает "Транснефть", - объясняет Юшков.

"Впоследствии трубопроводная компания может и выкупить эти объекты, потому что управлять - это одно дело, но раз вы управляете, то и владеть ими должны", - рассуждает Пикин. Однако против этого могут выступить нефтяники, потому что затраты на выкуп могут сказаться на размере тарифа на прокачку нефти.

По мнению Пикина, передача ПСП в управление "Транснефти" практически решенный вопрос. "С точки зрения государства усиление централизации и контроля - это всегда плюс. У нефтяных компаний будут, конечно, вопросы. Им придется перестраивать работу и повышать качество нефти", - поясняет он.

На момент написания статьи российские нефтяники не предоставили оперативно комментарии по этому вопросу.

Организационно передача терминалов в управление может быть оформлена через договора аренды, что предполагает незначительные дополнительные траты со стороны "Траснефти", полагает Танурков. Также возможны контракты между ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании - прим. ТАСС) и "Транснефтью" на обслуживание терминалов специальным подразделением госмонополии.

Ранее вице-президент компании Максим Гришанин говорил, что оптимальная форма установления операционного контроля "Транснефти" над ПСП прорабатывается с Минэнерго. В министерстве комментарий пока не предоставили. 

Источник: ТАСС, 20.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики