Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему выход из БРЭЛЛ обрекает Прибалтику на дорогую электроэнергию

Почему выход из БРЭЛЛ обрекает Прибалтику на дорогую электроэнергию

Литва, Латвия и Эстония готовятся к выходу из системы БРЭЛЛ. Свои потребности они планируют удовлетворять за счет смычек с европейской энергосистемой. Цена на электроэнергию для стран Балтии в этих условиях будет зависеть от изменений климата в Скандинавии и борьбы Евросоюза с угольной энергетикой в Польше. Дешевой электроэнергии Прибалтике после отказа от БРЭЛЛ ожидать в любом случае не приходится, как рассказал аналитическому порталу RuBaltic.Ru ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь ЮШКОВ.

— Г-н Юшков, Литва, Латвия и Эстония ведут подготовку к выходу из энергокольца БРЭЛЛ. Соединиться с европейской энергосистемой они планируют через Швецию (смычка NordBalt) и Польшу (смычка LitPol link и морской кабель Harmony link). Как бы Вы оценили надежность этих проектов?

— Технически это реальные проекты. Никто не спорит, что перемычек можно построить довольно много и с разными странами. Вопрос в том, каковы будут экономическая эффективность торговли электроэнергией с этими странами и надежность энергоснабжения от рынков Польши или Швеции.

Опыт покупки электроэнергии у Швеции показывает, что предложение зависит от погодных условий. Швеция имеет высокую долю ГЭС в электроэнергетическом балансе. Соответственно, когда там выпадает много осадков, Швеция имеет излишек электроэнергии. И стоимость покупки прибалтийскими потребителями электроэнергии в таком случае невелика.

Но если осадков мало, то и предложение падает, и тогда покупать электроэнергию в Швеции фактически невозможно.

То есть встает вопрос не только высоких цен, но и надежности энергоснабжения в принципе.

В случае с Польшей зависимости от ГЭС нет. Но и там встает вопрос о цене продаваемой электроэнергии. Учитывая, что поляки продают электроэнергию в Германию, прибалтам придется конкурировать с немцами по цене.

Ситуация усугубится по мере роста давления Евросоюза на Польшу (ЕС заставляет поляков сокращать потребление угля), что приведет к росту себестоимости польской электроэнергии.

Поэтому ждать дешевой электроэнергии от европейской энергосистемы странам Балтии не приходится.

— Энергосмычка NordBalt будет неизбежно пересекаться с проложенным по дну Балтийского моря газопроводом «Северный поток — 2». Какие риски это несет?

— В Балтийском море, как и в других акваториях морей и океанов, очень много разной инфраструктуры. Поэтому мировое сообщество научилось регулировать планы и технические особенности строительства пересекающих друг друга объектов. 

Тем более что энергосмычка NordBalt — кабель, который физически не может нанести повреждение газопроводу «Северный поток — 2», который строится из отбетонированных труб. Поэтому пересечение двух объектов не приведет к каким-либо рискам.

— Цена на электричество в странах Балтии растет не первый месяц и уже приближается к 49 евро за мегаватт-час. Полный переход на европейскую электроэнергию позволит остановить рост цен или хотя бы зафиксировать их?

— Это будет зависеть от политики руководства Прибалтийских стран. Если они решат полностью либерализовать электроэнергетику, потребители будут жить в условиях регулярно меняющихся цен на электроэнергию. Если же будет принято решение сохранять годовой тариф, то он вполне может быть высоким, так как государство будет вкладывать в тариф все свои затраты на закупку электроэнергии в странах ЕС (выравнивая ценник по определенному периоду).

— Предприятие «Балтийская АЭС» (юридическое лицо, которое торгует электроэнергией) подписало договор с латвийской компанией Spectrum Baltic о продаже электроэнергии из Калининградской области в Литву. Как подобные контракты отвечают политике энергонезависимости Прибалтики?

— Во-первых, стоит отметить, что выход Прибалтийских государств из БРЭЛЛ даже по официальным оценкам руководства этих стран произойдет относительно нескоро, поэтому в ближайшие годы они могут торговать с Россией и в рамках синхронизированных энергосетей.

Во-вторых, даже после выхода Прибалтийских государств из БРЭЛЛ российские компании сохранят возможность торговать электроэнергией с Литвой, Латвией и Эстонией. И с точки зрения запрета логики европейских регуляторов, дискредитировать конкретного продавца по политическим мотивам — противоправное действие.

Также можно вспомнить опыт Литвы по отказу от российского газа с помощью строительства приемного СПГ-терминала [Independence в Клайпеде]. Мы видим, что даже законодательно закрепленная обязанность потребителей покупать долю газа на СПГ-терминале привела к тому, что теперь на этот терминал сжиженный газ поставляется в том числе из России. Это показывает, что если предложение выгодно, то бизнес будет стремиться приобретать товар именно у этого поставщика.

С электроэнергией может быть точно так же: Прибалтика выйдет из БРЭЛЛ, а Россия и Беларусь вполне смогут подстроиться и продолжить торговать электроэнергией, потому что у потребителей будет спрос на электроэнергию из «старых» источников, так как цены там лучше.

— В Беларуси идет строительство атомной станции в Островце. Есть вероятность, что Латвия также пойдет на перепродажу «опасной» электроэнергии с БелАЭС Литве?

— Все будет зависеть от тарифов на белорусскую электроэнергию. Пространство для маневра у Минска довольно большое. Часть энергии с АЭС можно поставлять на внутренний рынок, а с газовых станций — на экспорт.

В электроэнергетике в принципе нет разделения на «атомную» и «неатомную» энергию, если все объекты генерации подключены к единой электроэнергетической системе.

Поэтому Беларусь вполне может экспортировать электроэнергию как в Латвию, так и, при определенных обстоятельствах, в Польшу и далее в другие страны — при торговле через биржевые площадки.

Плюс у Минска остается возможность давить на литовские власти через институты Евросоюза. Ведь запрет на покупку белорусской электроэнергии является дискриминацией одного из поставщиков. А как же равная и свободная конкуренция и другие истории, которые нам так любят рассказывать европейские друзья? 

При этом стоит помнить, что Литва не едина в своем решении об отказе закупать электроэнергию у Беларуси. Как и в случае с СПГ, литовский бизнес с удовольствием приобретал бы электроэнергию у Минска, если бы предложение было привлекательным.

— Какие еще у Прибалтики возможности обеспечить себя электроэнергией в условиях выхода из БРЭЛЛ?

— Можно импортировать больше электроэнергии из европейских сетей (этот вариант работает при условии, что потребители будут готовы платить любые средства, лишь бы электричество было «европейским»).

Второй вариант — это развитие собственной генерации. Но строительство станций для выработки достаточного количества электричества — это программа на долгосрочную перспективу. Если ее реализовывать, то выход из БРЭЛЛ придется отложить.

Есть еще третий путь — сокращение потребления электроэнергии до уровня собственного производства (если мы говорим о странах — нетто-импортерах электроэнергии). Но это означает стагнацию экономики и сокращение потребления у населения. Поэтому такой сценарий никому не понравится. 

Автор: Сергей Половинец

Источник: RuBaltic.ru, 20.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики