Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый спор и дефицит угля показали позиции Украины под осенние переговоры с Россией

Газовый спор и дефицит угля показали позиции Украины под осенние переговоры с Россией

Заявления в команде Зеленского об ожиданиях трудной зимы из-за споров с Россией выдает неуверенность нынешней власти Украины в завтрашнем дне. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Представитель президента Владимира Зеленского в правительстве Андрей Герус заявил: из-за спора с Россией по транзиту газа Украину ожидает трудная зима. По его словам, период отопительного сезона совпал со спорами с "Газпромом" по новому контракту, что может повлиять на рынок газа. Интересно, что еще несколько дней назад в Киеве официально заявили: страна готова к полному прекращению газового транзита с 1 января 2020 года и не ждет из-за этого проблем.

"На Украине продолжается процесс формирования правительства и парламента – между политиками делятся министерские портфели и комитеты Верховной Рады, - отмечает аналитик. – В этом хаосе команда Зеленского одновременно пытается решить две задачи. С одной стороны, им нужно показывать свою работу – мол, мы видим кризисы и пытаемся их предотвратить. Упор в риторике делается на то, что новая власть только пришла и вынуждена разгребать наследие предыдущей.

С другой стороны, тот же Герус демонстрирует: если глобальные кризисы случатся, то лично он и вся команда Зеленского в этом виноваты не будут. В случае глобальных проблем эти люди заявят, что предупреждали о катастрофе еще летом, но предотвратить ее не смогли. Неизбежно будет предпринята попытка переложить вину на предшественников из команды Порошенко. В целом эта история показывает: власть Украины понятия не имеет, что будет завтра".

Уголь преткновения

Помимо транзитного вопроса на предстоящий отопительный сезон, по словам, Геруса, может повлиять и уголь. Оказалось, на складах теплоэлектростанций (ТЭС) наблюдается дефицит этого вида топлива. Представитель Зеленского в кабмине объявил, что Киев провел "острую дискуссию" с крупными компаниями в сфере теплоэнергии и указал на невозможность использования малого количества угля на складах в качестве аргумента для "шантажа" ради повышения тарифов. Но дефицит от этого уменьшиться не может. 

Проблемы с твердым топливом подконтрольная Киеву часть Украины ощутила, когда намеренно перекрыла себе поставки угля антрацитовой группы с неподконтрольных территорию Донбасса. Петр Порошенко тогда провозгласил тотальный перевод блоков ТЭС на другой вид угля, а в 2018 году заявили: проделанная работа позволяет говорить, что зависимости от антрацита уже нет. Тогда как угля газовой группы, на котором работают обновленные блоки, Украина добывает достаточно.

"Киев действительно потратил огромные деньги на перевод ряда блоков ТЭС на уголь газовой группы, но перевел на него далеко не все станции. И тема нехватки антрацита по-прежнему стоит остро – его приходится покупать у России. Москва с пониманием смотрит на эти проблемы соседа и продает топливо Киеву, несмотря на обвинения в "оккупации" и антироссийскую политику. Идеальным вариантом было бы возобновить поставки из ЛДНР, но власти Украины позволить себе этого не могут.

Сейчас четверть угля Украина импортирует, 60% этого товара идет из России. При этом страна заваливает шахты уже угля газовой группы – теперь речь идет и о его дефиците, хотя еще совсем недавно Киев его продавал за рубеж. Ситуация такова, что если отказаться от поставок из РФ, то случится не только коммунальная катастрофа – обвалится и металлургическая промышленность, а это мощный удар по экономике. Так что вопрос угольного дефицита для Украины очень серьезен", - подчеркивает эксперт.

Транзитный тупик

Действующий контракт на транзит газа через Украину истекает 31 декабря 2019 года, с этими сроками должен совпасть запуск второй нитки газопровода "Северный поток-2". В конце июля глава Минэнерго РФ Александр Новак сообщил, что Москва предложила Киеву продлить это соглашение еще на один год. При этом ЕС предложил России и Украине осенью обсудить новое соглашение после того, как в Киеве сформируется правительство. В Евросоюзе якобы выступают за десятилетний контракт. 

Вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович в июне сообщил, что договорился с главой Минэнерго России Александром Новаком провести в сентябре переговоры. Киев поспешил заявить, что переговоры состоятся, но Москва их не подтверждала - украинское правительство все еще не сформировано. Новак говорил, что контракт должен быть коммерчески интересным. Кроме того, Украина представит четкий план управления своей ГТС, а "Газпрому" и "Нафтогазу" необходимо урегулировать судебные споры.

"Россия не занимается угрозами прекращения транзита и в принципе не "кошмарит" Украину. Москва, наоборот, предлагает заключить новый контракт и продолжить сотрудничество на взаимовыгодной основе. Есть предложение отказаться от судебных претензий в обмен на гарантии транзита хотя бы в каких-то объемах. Тормозит диалог и устраивает истерику именно украинская сторона. РФ проявляет конструктивную позицию.

В Киеве на фоне политического хаоса понятия не имеют, что делать в сложившейся ситуации, потому занимаются демагогией и пытаются переложить ответственность. Украинская сторона демонстрирует крайнюю слабость власти в предстоящем диалоге. Сейчас логично сформировать понятную позицию по отношениям с РФ и выходить на переговоры с Москвой, чтобы обеспечить энергобезопасность Украины и прибыли. Но Киев упорно предпочитает этого не делать, заявляя о грядущих тотальных проблемах и лишь играя словами с высоких трибун", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 20.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики