Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В попытках избавиться от российского дизтоплива Украина переименовала проблему

В попытках избавиться от российского дизтоплива Украина переименовала проблему

Заявления Киева о снижении вдвое объемов поставок российского дизеля похожи на байки про "газ из Европы" – "серыми схемами" потребляется топливо РФ. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

Представитель президента Украины в кабмине Андрей Герус заявил, что объемы поставок дизеля из РФ в страну в августе снизились вдвое, доля российского дизеля на рынке составит около 20%. "Зато увеличились поставки из Беларуси, стран ЕС и с морских направлений", - написал он. Правительство Украины с 1 августа ввело спецпошлины на большинство российских товаров, в частности на дизельное топливо. Ряд его крупнейших импортеров заявили о намерении прекратить из-за этого поставки топлива из России.

"Говорить о том, что объемы поставок дизтоплива из России на Украину сокращаются за счет пошлин Киева, нельзя, – отмечает аналитик. – Ведь еще с 1 июня Россия ограничила поставки на Украину всю продукцию ТЭК, включая уголь, бензин и дизельное топливо. Экспорт туда уже три месяца идет только по отдельным специальным разрешениям Минэкономразвития РФ. Пошлины Киева вводились позже и имели уже крайне опосредованное влияние на ситуацию, они дали возможность Киеву говорить, что импорт ограничил он.

С другой стороны, год назад мы видели скандал со стороны властей Белоруссии, когда Россия ограничила туда поставки нефтепродуктов. Такой шаг Москвы стал следствием массовой перепродажи нефтепродуктов Украине. С тех пор явно возникли новые "серые схемы", для того, чтобы российское топливо переправлять берез белорусскую территорию. И доля дизтоплива на Украине из РФ в 20% видится надуманной – этого не проверить, так как топливный рынок этой страны абсолютно непрозрачен".

Топливный барьер

Герус из представленной им статистики делает вывод: решение Украины о введении пошлин на российское дизтопливо было "продумано, введено правильно, своевременно и эффективно имплементировано". Но он забывает уточнить: с 1 июня Россия не отпускает на экспорт Украине нефть, этан, бутан, а также битум, этилен и пропилен - эти виды продукции ТЭК попали под полный запрет. Санкции со стороны России были введены в ответ на решение Украины ограничить импорт ряда российских товаров. 

А на экспорт угля и нефтепродуктов из России на Украину выдаются с 1 июня спецразрешения. Минэкономразвития также может выдать документы для экспорта товарного бензина и нафты, дизеля, пропана, бутана и других сжиженных газов. В список разрешенной для поставки продукции попали каменный уголь, брикеты, окатыши, бурый уголь, кокс, торф. Заявки от компаний МЭР теперь принимает ежемесячно до 15 числа предшествующего месяца. То есть режим поставок максимально ужесточен на неопределенный срок.

"Сразу после того, как Россия в 2018 году ограничила условия поставок дизтоплива в Белоруссию, цены на это топлива на Украине резко выросли – это, на мой взгляд, показательный аспект. Не думаю, что сейчас Белоруссия продает существенно меньше топлива Украине, которое перерабатывает из российской нефти на своих НПЗ. Терять прямые прибыли из-за каких-то там принципов не в правилах Минска. Но детально разобраться в этих схемах очень сложно – они максимально скрыты и запутаны.

Украинские же пошлины на российское дизтопливо – показательный маневр. Обрушить российские поставки это не может, если заинтересованные люди перераспределяют белорусские объемы товара. Киев привычно занимается политикой, пытаясь показать, что избавляется от "российской зависимости". Но если профессионально углубляться в вопрос, зависимость от углеводородов РФ Киев не снизил, а лишь "переименовал" нефтепродукты. Сама суть явления сохраняется", - подчеркивает эксперт.

Топливо "из Европы"

В конце ноября 2015-го Киев объявил, что перестает покупать газ у России и переходит на европейское топливо. Об этом президент Порошенко с гордостью годами говорил в своих выступлениях, сделав "освобождение от российской зависимости" частью своего политического имиджа. Что, впрочем, не помогло ему с огромным отрывом проиграть конкуренту – человеку без политического опыта, комику Владимиру Зеленскому. Но "европейский газ" все еще остается гордостью Порошенко и его единомышленников. 

Меж тем, все эти годы украинцам внушалась банальная схема с подменой понятий, фальсификациями и коррупцией. Пропуская российский газ по своей газотранспортной системе в Европу, Киев сразу получал его же обратно по реверсной схеме, но уже платя европейскому продавцу. За такое топливо приходится переплачивать по сей день – партнеры из ЕС берут с Киева доплату за доставку топлива и транспортные расходы. То есть вся схема наносит прямой ущерб интересам Украины и ее населения.

"С топливом на Украине ровно та же история – о снижении зависимости от российской нефти говорить не приходится. Теоретически действительно поставки из ЕС могут конкурировать с российскими нефтепродуктами – это позволил налоговый маневр. Он подразумевал, что экспортная пошлина постепенно обнуляется за счет роста налога на добычу полезных ископаемых, чтобы российским компаниям было все равно, куда продавать нефтепродукты – на рынке РФ или экспортировать.

Традиционно Украина закупала немало топлива в Румынии, может импортировать из ряда других стран Восточной Европы. Но в Белоруссии и Европе эти нефтепродукты производятся из российской нефти. Более того – на российских заводах – та же "Роснефть" владеет целым рядом НПЗ в Европе. И они приносят компании неплохие прибыли. Так что Украина повторяет в отношении топлива ту же "нероссийскую" мантру, что и по газу", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 25.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики