Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В попытках избавиться от российского дизтоплива Украина переименовала проблему

В попытках избавиться от российского дизтоплива Украина переименовала проблему

Заявления Киева о снижении вдвое объемов поставок российского дизеля похожи на байки про "газ из Европы" – "серыми схемами" потребляется топливо РФ. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

Представитель президента Украины в кабмине Андрей Герус заявил, что объемы поставок дизеля из РФ в страну в августе снизились вдвое, доля российского дизеля на рынке составит около 20%. "Зато увеличились поставки из Беларуси, стран ЕС и с морских направлений", - написал он. Правительство Украины с 1 августа ввело спецпошлины на большинство российских товаров, в частности на дизельное топливо. Ряд его крупнейших импортеров заявили о намерении прекратить из-за этого поставки топлива из России.

"Говорить о том, что объемы поставок дизтоплива из России на Украину сокращаются за счет пошлин Киева, нельзя, – отмечает аналитик. – Ведь еще с 1 июня Россия ограничила поставки на Украину всю продукцию ТЭК, включая уголь, бензин и дизельное топливо. Экспорт туда уже три месяца идет только по отдельным специальным разрешениям Минэкономразвития РФ. Пошлины Киева вводились позже и имели уже крайне опосредованное влияние на ситуацию, они дали возможность Киеву говорить, что импорт ограничил он.

С другой стороны, год назад мы видели скандал со стороны властей Белоруссии, когда Россия ограничила туда поставки нефтепродуктов. Такой шаг Москвы стал следствием массовой перепродажи нефтепродуктов Украине. С тех пор явно возникли новые "серые схемы", для того, чтобы российское топливо переправлять берез белорусскую территорию. И доля дизтоплива на Украине из РФ в 20% видится надуманной – этого не проверить, так как топливный рынок этой страны абсолютно непрозрачен".

Топливный барьер

Герус из представленной им статистики делает вывод: решение Украины о введении пошлин на российское дизтопливо было "продумано, введено правильно, своевременно и эффективно имплементировано". Но он забывает уточнить: с 1 июня Россия не отпускает на экспорт Украине нефть, этан, бутан, а также битум, этилен и пропилен - эти виды продукции ТЭК попали под полный запрет. Санкции со стороны России были введены в ответ на решение Украины ограничить импорт ряда российских товаров. 

А на экспорт угля и нефтепродуктов из России на Украину выдаются с 1 июня спецразрешения. Минэкономразвития также может выдать документы для экспорта товарного бензина и нафты, дизеля, пропана, бутана и других сжиженных газов. В список разрешенной для поставки продукции попали каменный уголь, брикеты, окатыши, бурый уголь, кокс, торф. Заявки от компаний МЭР теперь принимает ежемесячно до 15 числа предшествующего месяца. То есть режим поставок максимально ужесточен на неопределенный срок.

"Сразу после того, как Россия в 2018 году ограничила условия поставок дизтоплива в Белоруссию, цены на это топлива на Украине резко выросли – это, на мой взгляд, показательный аспект. Не думаю, что сейчас Белоруссия продает существенно меньше топлива Украине, которое перерабатывает из российской нефти на своих НПЗ. Терять прямые прибыли из-за каких-то там принципов не в правилах Минска. Но детально разобраться в этих схемах очень сложно – они максимально скрыты и запутаны.

Украинские же пошлины на российское дизтопливо – показательный маневр. Обрушить российские поставки это не может, если заинтересованные люди перераспределяют белорусские объемы товара. Киев привычно занимается политикой, пытаясь показать, что избавляется от "российской зависимости". Но если профессионально углубляться в вопрос, зависимость от углеводородов РФ Киев не снизил, а лишь "переименовал" нефтепродукты. Сама суть явления сохраняется", - подчеркивает эксперт.

Топливо "из Европы"

В конце ноября 2015-го Киев объявил, что перестает покупать газ у России и переходит на европейское топливо. Об этом президент Порошенко с гордостью годами говорил в своих выступлениях, сделав "освобождение от российской зависимости" частью своего политического имиджа. Что, впрочем, не помогло ему с огромным отрывом проиграть конкуренту – человеку без политического опыта, комику Владимиру Зеленскому. Но "европейский газ" все еще остается гордостью Порошенко и его единомышленников. 

Меж тем, все эти годы украинцам внушалась банальная схема с подменой понятий, фальсификациями и коррупцией. Пропуская российский газ по своей газотранспортной системе в Европу, Киев сразу получал его же обратно по реверсной схеме, но уже платя европейскому продавцу. За такое топливо приходится переплачивать по сей день – партнеры из ЕС берут с Киева доплату за доставку топлива и транспортные расходы. То есть вся схема наносит прямой ущерб интересам Украины и ее населения.

"С топливом на Украине ровно та же история – о снижении зависимости от российской нефти говорить не приходится. Теоретически действительно поставки из ЕС могут конкурировать с российскими нефтепродуктами – это позволил налоговый маневр. Он подразумевал, что экспортная пошлина постепенно обнуляется за счет роста налога на добычу полезных ископаемых, чтобы российским компаниям было все равно, куда продавать нефтепродукты – на рынке РФ или экспортировать.

Традиционно Украина закупала немало топлива в Румынии, может импортировать из ряда других стран Восточной Европы. Но в Белоруссии и Европе эти нефтепродукты производятся из российской нефти. Более того – на российских заводах – та же "Роснефть" владеет целым рядом НПЗ в Европе. И они приносят компании неплохие прибыли. Так что Украина повторяет в отношении топлива ту же "нероссийскую" мантру, что и по газу", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 25.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики