Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рост цен на бензин: Пора запасаться канистрами

Рост цен на бензин: Пора запасаться канистрами

Время относительно недорого топлива подходит к концу

Летом 2018 года бензин у нас в стране дорожал почти как в сказке, не по дням, а по часам. В переводе на сухой язык статистики — практически в 5 раз быстрее, чем поднимался общий уровень цен в России. В нынешнем году динамика роста цен на топливо (+1,8% к июлю 2018 года) выглядит не в пример спокойнее — текущие темпы в 2,5 раза оказались ниже уровня инфляции (4,6% за минувший год).

Этому, полагает директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов, поспособствовал целый ряд факторов: снижение стоимости нефти на мировом рынке (57−61 доллар за баррель сейчас против 65 долларов за баррель в начале минувшего июля), пик сезона отпусков, из-за чего россияне не используют личный автотранспорт каждый день, а также демпфирующий механизм, по которому компенсации нефтяникам из бюджета стали выше.

Однако этому благостному равновесию, считает Александр Пахомов, вскоре может наступить конец. И вновь — по совокупности ряда факторов. В их числе — высокая степень неопределенности по дальнейшим действиям правительства по сдерживанию цен на топливо и риски наращивания экспорта нефтепродуктов в ущерб внутреннему рынку. Кроме того, в разгаре уборочная кампания, в ходе которой традиционно растет спрос на топливо. В связи с этим, предполагает Пахомов, рост цен на бензин начнется уже в сентябре и продлится до конца текущего года. Причем динамика данного процесса будет весьма ощутимой.

«СП» поинтересовалась у других экспертов топливного рынка, насколько вероятен такой сценарий развития событий, и как сильно при этом вырастут цены для рядовых потребителей.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что резкий рост цен на бензин на автозаправках прямо с сентября маловероятен.

— Как раз на этот случай в июле правительством были внесены поправки в механизм расчета демпфирующих надбавок. Благодаря этому шагу, нефтяники свои деньги получат напрямую из бюджета, так что им повышать цены не нужно.

«СП»: — А может ли стоимость бензина на заправках все же увеличиться по вине каких-то третьих лиц, например, агентов-посредников?

— Вряд ли. И вице-премьер Дмитрий Козак, и министр энергетики Александр Новак ведут со стороны правительства жесткий мониторинг ситуации. Да и сами нефтяные компании, по сути, контролируют цены на топливо. 

Схожее мнение высказал и глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.

— Розничные цены если и будут расти, то только в пределах годовой инфляции и никак иначе: что бы ни происходило у нас на оптовом рынке, как бы ни росли биржевые цены, как бы ни увеличивался экспорт. Это протокольное поручение правительства нефтяным компаниям. А поскольку рынок у нас конкурентный, это значит, что и независимые компании будут удерживать свои ценники примерно на этом же уровне. Полагаю, увеличение стоимости топлива произойдет в диапазоне 20−30 копеек в месяц. Все остальные заявления о 50−60 рублях за литр являются апокалиптическими.

При этом эксперты не преминули практически в один голос отметить, что определенные проблемы на российском рынке топлива все же есть, и довольно существенные.

Например, Евгений Аркуша отметил, что довольно серьезным риском для отрасли является остановка некоторых нефтеперерабатывающих заводов на ремонт, в результате чего на бирже сокращаются объемы продаж. В перспективе это может привести к росту оптовых цен на топливо и снижению эффективности розничной торговли.

— На Дальнем Востоке складывается не совсем понятная ситуация, потому что нефтяникам в этом регионе предусмотренных демпфирующим механизмом надбавок не хватает, — добавляет Игорь Юшков — И все рискует обернуться или дефицитом топлива, или его реально существенным подорожанием. Сейчас, конечно, пытаются ввести какие-то сопутствующие механизмы вроде снижения тарифов на провозку нефтепродуктов по железной дороге, чтобы перебрасывать нефть на Дальний Восток. Но удастся ли таким способом нивелировать проблему, станет ясно не ранее октября.

«СП»: — Кстати, в июле нынешнего года рублёвая стоимость российской нефти опустилась на 5% ниже заложенной в федеральный российский бюджет на текущий год. Если раньше баррель марки Urals торговался на отметке в 4 127 рублей, то теперь его цена чуть превышает 3 900 рублей. Понятно, что бюджет у нас сильно профицитный, по итогам июля речь идет о «плюсе» в 2,28 триллиона рублей. Но все же если эта тенденция продолжится, стоит ли нашему рынку топлива ждать какой-то беды оттуда?

— Думаю, пока здесь ничего страшного нет. Однако если ближе к октябрю окажется, что цена барреля нефти по-прежнему ниже заложенной в бюджет, то здесь государству уже придется рассматривать какие-то меры. Вероятно, монетарным властям придется предпринять действия для девальвации рубля. А, может быть, правительству придется выходить по итогам года на дефицитный бюджет или что-то в этом духе. Точнее сказать сложно, лучше дождаться итогов года.

«СП»: — А сами нефтяники могут предпринять какие-то, образно выражаясь, «телодвижения», чтобы компенсировать для себя вероятные убытки от такого снижения?

— На самом деле от удешевления нефти страдает в первую очередь бюджет. А нефтяникам, по большому счету, все равно, стоит ли баррель 40, 50 или 80 долларов.

«СП»: — То есть они при любом раскладе останутся «в шоколаде»?

— Тут важно отметить то, что Минфин в случае продолжения тенденции на снижение стоимости нефти получит лишний повод для отказа в предоставлении нефтяникам льгот. «Газпромнефть», как известно, просит льготы для освоения Приобского месторождения, «Роснефть» — для Таймырского, идет постоянный процесс выбивания преференций из бюджета. А Минфин в этом случае может сказать — какие еще вам льготы, вы видите, мы и так недобираем средства в бюджет.

— Сейчас на рыке неплохая оптовая конъюнктура, и никаких видимых предпосылок для роста цен нет. Однако рычаги, которыми были обеспечены поставки товара на внутренний рынок, искусственны, — резюмировал руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов. — Развиваться сектор нефтепереработки и внутренней розницы не будет, потому что там нет какой-либо интересной прибыли и интересных проектов.

Собственно говоря, цена топлива в дальнейшем будет зависеть от того, какой будет мировая конъюнктура. В мае у нас начинается обычно «высокий» сезон, и спрос на внутреннем рынке вырастает. Но если тогда мировая цена на нефть сильно вырастет, то вскоре то же самое произойдет и с нефтепродуктами. Следовательно, экспортная конъюнктура станет более привлекательной, а, значит, все свободные объемы топлива будут направлены туда. И это, так или иначе, отразится на розничных ценах, тогда искусственными механизмами удержать рынок от резких скачков не получится. 

Автор: Андрей Захарченко

Источник: Свободная пресса, 26.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики