Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт назвал способы удержания цен на дизель и бензин в России

Эксперт назвал способы удержания цен на дизель и бензин в России

В случае изменения ситуации на топливном рынке в неблагоприятную сторону правительство и нефтяные компании будут принимать соответствующие меры, поэтому сейчас говорить о каком-то взрывном росте цен на дизель и бензин не приходится, уверен эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Стабильная ситуация на топливном рынке

В экспертном сообществ звучат алармистские прогнозы по росту цен на бензин в 2020 году, ситуацию сравнивают с топливным «Армагеддоном». При этом, по данным Росстата, с начала 2019 года бензин подорожал всего на 1,6%, а при нынешней экономической ситуации цены на топливо к концу года не вырастут больше, чем на 5%.

Ситуация остается стабильной на фоне целого ряда объективных факторов, например, снижения стоимости нефти на мировом рынке и сезонности. Положительный эффект на рынок оказывает и демпфирующий механизм, позволяющий нефтяникам получать компенсации из бюджета за снижение экспорта.

«Каких-то точных прогнозов по топливному рынку никто дать не может, так как вслед за изменением ситуации на рынке в любом случае будут приниматься соответствующие меры со стороны правительства и нефтяных компаний. При этом говорить о каком-то взрывном росте цен точно не приходится. Нефтяникам с 1 июля подняли выплаты по демпфирующей надбавке, поэтому по идее в большинстве регионов в центральной России ситуация наоборот улучшается, так как компании без убытков для себя могут сдерживать рост цен.

По Дальнему Востоку были вопросы, потому что демпфирующей надбавки там не хватало. Но правительство договорилось с РЖД о предоставлении льготных тарифов на перевозку нефтепродуктов в сторону Дальнего Востока, чтобы таким образом насытить рынок. Там дефицита быть не должно, и все стороны в дальнейшем продолжат мониторить ситуацию», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» Игорь Юшков

Способы удержания цен на дизель и бензин

Напомним, что текущий закон за счет корректировки демпфера повысит размер компенсации нефтяникам во втором полугодии 2019 года с 60% до 75% для бензина и до 70% для дизтоплива, а с 2020 года - с 50% до 68% для бензина и до 65% для дизтоплива. Дополнительный демпфер в размере двух тысяч рублей на тонну предусмотрен для Дальневосточного федерального округа.

Как ранее отмечал эксперт Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев, закон о демпфере за подписью Путина позволит увидеть изменение цен на топливо на Дальнем Востоке в соответствии с общероссийской динамикой. В основном на Дальнем Востоке  сегодня работает независимая розница, которая не имеет собственной переработки, в связи с чем цены на топливо там выше. Именно поэтому очень важен вопрос логистики, то есть стоимость доставки сырья для переработки на НПЗ, которые работают в дальневосточном регионе.

«Если правительство захочет сдерживать рост цен, а конъюнктура такова, что цены начнут расти, то у него достаточно мер. Они могут и понизить акциз, и увеличить выплаты по демпфирующей надбавке, как это уже было в июле нынешнего года. Конечно, против такого решения станет сопротивляться Минфин, но если установка президента будет цены не поднимать, то правительство пойдет на него.

В случае увеличения цен, например, увеличатся, выплаты по демпфирующей надбавке и нефтяники тогда не станут поднимать цены. Им деньги и так достанутся, но они возьмут их не с рынка, а напрямую из бюджета. Кричать о резком скачке цен еще рано, в ответ на любые вызовы и изменения рынка мы наверняка увидим и ответы со стороны правительства», - уверен Юшков

Риски плановых ремонтов НПЗ

Стоит отметить, что внешний рынок в текущем году относительно стабилен, хотя существуют и некоторые колебания, практически незаметные по сравнению с предыдущими годами. Его стабильность добавляет стабильности и внутреннему российскому рынку, что мы видим по ходу году – цены у нас особо не растут, их динамика сохраняется в рамках инфляции. Более того, пока индекс потребительских цен заметно опережает динамику цен на бензин, а общая динамика цен на бензин сравнима с прочими продуктами. 

В свою очередь представители Российского топливного союза называют еще одним довольно серьезным риском для отрасли возможную остановку некоторых нефтеперерабатывающих заводов на ремонт, в результате чего на бирже сокращаются объемы продаж. В перспективе это может привести к росту оптовых цен на топливо и снижению эффективности розничной торговли.

«У нас каждый год НПЗ уходят на ремонт и ничего страшного с ценами на топливо не происходит. Нефтеперерабатывающие заводы традиционно останавливаются на ремонт, просто правительство должно согласовать графики профилактических ремонтов.

Очень важно, чтобы НПЗ не ушли на профилактику все вместе, или какое-то большое количество заводов в одном и том же регионе, чтобы на локальных рынках не возникал дефицит. Обычно, когда один НПЗ уходит на плановый ремонт, другой его заменяет, так происходит на протяжении десятилетий и все действия участниками рынка хорошо отработаны», - резюмирует эксперт.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 26.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики