Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт назвал способы удержания цен на дизель и бензин в России

Эксперт назвал способы удержания цен на дизель и бензин в России

В случае изменения ситуации на топливном рынке в неблагоприятную сторону правительство и нефтяные компании будут принимать соответствующие меры, поэтому сейчас говорить о каком-то взрывном росте цен на дизель и бензин не приходится, уверен эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Стабильная ситуация на топливном рынке

В экспертном сообществ звучат алармистские прогнозы по росту цен на бензин в 2020 году, ситуацию сравнивают с топливным «Армагеддоном». При этом, по данным Росстата, с начала 2019 года бензин подорожал всего на 1,6%, а при нынешней экономической ситуации цены на топливо к концу года не вырастут больше, чем на 5%.

Ситуация остается стабильной на фоне целого ряда объективных факторов, например, снижения стоимости нефти на мировом рынке и сезонности. Положительный эффект на рынок оказывает и демпфирующий механизм, позволяющий нефтяникам получать компенсации из бюджета за снижение экспорта.

«Каких-то точных прогнозов по топливному рынку никто дать не может, так как вслед за изменением ситуации на рынке в любом случае будут приниматься соответствующие меры со стороны правительства и нефтяных компаний. При этом говорить о каком-то взрывном росте цен точно не приходится. Нефтяникам с 1 июля подняли выплаты по демпфирующей надбавке, поэтому по идее в большинстве регионов в центральной России ситуация наоборот улучшается, так как компании без убытков для себя могут сдерживать рост цен.

По Дальнему Востоку были вопросы, потому что демпфирующей надбавки там не хватало. Но правительство договорилось с РЖД о предоставлении льготных тарифов на перевозку нефтепродуктов в сторону Дальнего Востока, чтобы таким образом насытить рынок. Там дефицита быть не должно, и все стороны в дальнейшем продолжат мониторить ситуацию», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» Игорь Юшков

Способы удержания цен на дизель и бензин

Напомним, что текущий закон за счет корректировки демпфера повысит размер компенсации нефтяникам во втором полугодии 2019 года с 60% до 75% для бензина и до 70% для дизтоплива, а с 2020 года - с 50% до 68% для бензина и до 65% для дизтоплива. Дополнительный демпфер в размере двух тысяч рублей на тонну предусмотрен для Дальневосточного федерального округа.

Как ранее отмечал эксперт Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев, закон о демпфере за подписью Путина позволит увидеть изменение цен на топливо на Дальнем Востоке в соответствии с общероссийской динамикой. В основном на Дальнем Востоке  сегодня работает независимая розница, которая не имеет собственной переработки, в связи с чем цены на топливо там выше. Именно поэтому очень важен вопрос логистики, то есть стоимость доставки сырья для переработки на НПЗ, которые работают в дальневосточном регионе.

«Если правительство захочет сдерживать рост цен, а конъюнктура такова, что цены начнут расти, то у него достаточно мер. Они могут и понизить акциз, и увеличить выплаты по демпфирующей надбавке, как это уже было в июле нынешнего года. Конечно, против такого решения станет сопротивляться Минфин, но если установка президента будет цены не поднимать, то правительство пойдет на него.

В случае увеличения цен, например, увеличатся, выплаты по демпфирующей надбавке и нефтяники тогда не станут поднимать цены. Им деньги и так достанутся, но они возьмут их не с рынка, а напрямую из бюджета. Кричать о резком скачке цен еще рано, в ответ на любые вызовы и изменения рынка мы наверняка увидим и ответы со стороны правительства», - уверен Юшков

Риски плановых ремонтов НПЗ

Стоит отметить, что внешний рынок в текущем году относительно стабилен, хотя существуют и некоторые колебания, практически незаметные по сравнению с предыдущими годами. Его стабильность добавляет стабильности и внутреннему российскому рынку, что мы видим по ходу году – цены у нас особо не растут, их динамика сохраняется в рамках инфляции. Более того, пока индекс потребительских цен заметно опережает динамику цен на бензин, а общая динамика цен на бензин сравнима с прочими продуктами. 

В свою очередь представители Российского топливного союза называют еще одним довольно серьезным риском для отрасли возможную остановку некоторых нефтеперерабатывающих заводов на ремонт, в результате чего на бирже сокращаются объемы продаж. В перспективе это может привести к росту оптовых цен на топливо и снижению эффективности розничной торговли.

«У нас каждый год НПЗ уходят на ремонт и ничего страшного с ценами на топливо не происходит. Нефтеперерабатывающие заводы традиционно останавливаются на ремонт, просто правительство должно согласовать графики профилактических ремонтов.

Очень важно, чтобы НПЗ не ушли на профилактику все вместе, или какое-то большое количество заводов в одном и том же регионе, чтобы на локальных рынках не возникал дефицит. Обычно, когда один НПЗ уходит на плановый ремонт, другой его заменяет, так происходит на протяжении десятилетий и все действия участниками рынка хорошо отработаны», - резюмирует эксперт.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 26.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики