Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Армагеддон отменяется. Эксперт опроверг резкое подорожание бензина

Армагеддон отменяется. Эксперт опроверг резкое подорожание бензина

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности заверил НСН, что правительство сдержит цены на топливо при необходимости. 

Резкое подорожание топлива прогнозирую эксперты в России на будущий год. В некоторых публикациях ситуацию называют топливным Армагеддоном. Согласно оценке, уже к декабрю бензин прибавит 5%. Как отмечает «Свободная пресса», в нынешнем году динамика роста цен на топливо оказалась в 2,5 раза ниже уровня инфляции, благодаря объективным факторам. Однако это равновесие может быть нарушено по совокупности причин. В их числе эксперты называют высокую степень неопределенности по действиям правительства в части сдерживания цен на топливо, а также риски наращивания экспорта нефтепродуктов в ущерб внутреннему рынку.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в комментарии НСН выразил недоумение такими алармистскими настроениями.

«Не понятно, почему все так взбудоражились по поводу будущего года. В случае изменения рыночной конъюнктуры, правительство опять примет меры по сдерживанию цен на топливо. Существует общая установка на то, чтобы они не поднимались выше инфляции. Если будут предпосылки к существенному росту, у правительства достаточно инструментов, чтобы его сдержать. Прежде всего, это понижение акциза, что сразу же должно сказаться на ценниках АЗС. Второе, это взаимодействие с нефтяными компаниями, как было в июле нынешнего года. Нефтяникам увеличат выплаты из бюджета по так называемой демпфирующей надбавке, чтобы они не разгоняли цены. Вопрос только в том, насколько государство готово финансировать сдерживание цен на АЗС. Это уже будет зависеть от того, кто победит в лоббистской подковёрной борьбе – Минфин либо Минэнерго. Министерство энергетики стремится к тому, чтобы цены не повышались, потому что за это с него спрашивает президент. В свою очередь, министерство финансов стремится не допустить больших трат из бюджета. Нефтеперерабатывающие предприятия будут всегда говорить, что им не хватает средств. Получится такая битва Минфина и нефтяников с профильным судьёй в лице вице-премьера Козака. Производители могут доказать нехватку демпфирующей надбавки, либо перестанут выпускать топливо, или повысят цены. В этом случае государство может либо разрешить поднять цены, правда, несильно, либо увеличит выплаты из бюджета по демпфирующей надбавке. Думаю, что президент поддерживает позицию, чтобы цены росли не быстрее инфляции. Скорее всего, именно под эту цель будет изменена система налогооблажения отрасли», - отметил собеседник НСН.

По оценке экспертов, сейчас ситуация на топливном рынке в России стабильна, благодаря соглашению о заморозке цен между топливными компаниями и правительством. Нефтяники получают компенсацию из бюджета за то, что они поставляют бензин на внутренний рынок, а не отправляли его за рубеж на экспорт. Однако правительство не стало продлевать соглашение.

В июле Госдума приняли закон о корректировке демпфирующего механизма на бензин и дизтопливо, а также об изменении формулы НДПИ.

Депутаты рассчитывают, что это позволит стабилизировать цены на топливо без заключения специальных соглашений с нефтяниками.

Как сообщает Росстат, в июле розничные цены на топливо в среднем выросли на 0,2% по сравнению с июнем. При этом производители бензина в июле снизили цены на 0,8%. В целом с начала года топливная розница прибавила 1,6%, в то время как цены производителей сократились на 5,6%. Потребительские цены на бензин в июле в среднем по стране превышали цены производителей в 2,1 раза. 

Источник: НСН, 26.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики