Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В British Petroleum намекнули на заинтересованность в российском арктическом шельфе

В British Petroleum намекнули на заинтересованность в российском арктическом шельфе

Разработка кабмином законопроекта о доступе частных и иностранных компаний к арктическому шельфу России может положительно сказаться на всей отрасли. Своего интереса к данной инициативе не скрывают и такие крупные международные гиганты, как нефтегазовая компания British Petroleum.

Правительство допустит иностранцев к российской Арктике

Заместители председателя Правительства России Дмитрий Козак и Юрий Трутнев на совещании в кабинете министров приняли решение о подготовке законопроекта, расширяющего доступ частным инвесторам к освоению арктического шельфа. При этом, как пояснил замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков, речь идет как о российских, так и о иностранных инвесторах. На данный момент российское законодательство ограничивает доступ частных компаний к работе на шельфе, в результате чего этим правом обладают лишь две государственные российские компании – «Газпром» и «Роснефть».

Ранее, на прошлой неделе вице-премьер по развитию Дальнего Востока и Арктики Юрий Трутнев написал письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором подробно обосновал свою позицию по поводу допуска частных компаний к российским месторождениям в Арктике. По словам вице-премьера, на сегодняшний день можно констатировать нехватку конкуренции на шельфе, решить проблему которой сможет допуск на нераспределенные участки шельфа иностранных и российских инвесторов в консорциуме со специально созданной для этого госкомпанией-оператором. Речь идет как о таких предприятиях, как российский «Лукойл», так и о мировых гигантах в лице Shell, British Petroleum или Total.

Как отметил в беседе  с корреспондентом «ПолитРоссии» представитель British Petroleum  в России Владимир Буянов, компания, безусловно, будет с интересом следить за судьбой нового законопроекта, несмотря на то, что на данный момент у руководства нет никакой конкретной позиции относительно этой инициативы. 

«Я пока не могу ничего предметного сказать по этому поводу. Мы на этапе разработки законодательства никогда ничего не комментируем. Подождем, когда и что будет принято – тогда и будем смотреть. Пока же, естественно, мы внимательно наблюдаем за самим процессом и обсуждением. Как вы знаете, мы работаем с компанией "Роснефть" на трех проектах, имеем три совместных предприятия: Харампур, "Таас-Юрях Нефтегаздобыча" и "Ермак Нефтегаз" – все они довольно известны. Но это традиционные запасы, которые к шельфу не имеют никакого отношения. Что же касается Арктики, то, повторюсь, законопроекты на этапе подготовки мы обычно не обсуждаем», – отметил представитель BP. 

Корреспонденты «ПолитРосии» также связались с представителями двух других гигантов нефтегазовой отрасли – французской компании Total и британско-нидерландской Shell, Но пока они не считают возможным комментировать эту инициативу.  

Назревшая необходимость

По словам председателя Комитета Государственной думы РФ по энергетике Павла Завального, разработка и принятие такого законопроекта станет существенным подспорьем для частных российских нефте- и газодобывающих компаний, которые могут повысить конкуренцию на российском шельфе.

«Необходимость в этом явно есть. Сегодня только две госкомпании имеют право на разработку шельфа; между ними уже распределено порядка 90 % месторождений. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы оставшиеся 10 % отдать российским частникам. Это решение повысит конкуренцию и обеспечит привлечение новых технологий. Поэтому дело это, скажем так, очень хорошее, и Комитет по энергетике однозначно поддержит данную инициативу», – отметил парламентарий в своем комментарии для «ПолитРоссии». 

Также, по его словам, возможность принять участие в разработке арктического шельфа нужно дать и иностранным инвесторам, которые привнесут в эту отрасль свои технологии и опыт.

«Северная природа требует лучших технологий, которыми на сегодня обладают именно западные компании из США, Норвегии и так далее. Поэтому привлекать их, безусловно, нужно, но на определенных условиях, понятных как для России, так и для самих компаний. Не должно быть такого, чтобы они просто разрабатывали и вывозили углеводород, но и оставляли что-то нашей стране», – объясняет депутат. 

По мнению Завального, так или иначе деятельность зарубежных инвесторов должна осуществляться при контроле со стороны российских участников процесса. Помимо этого, необходимо просчитать и возможную прибыль для Российской Федерации.

Либерализация отрасли неизбежна

Как отмечал Юрий Трутнев, в случае решения допускать на арктический шельф иностранцев, нашей стране придется прибегнуть к так называемой норвежской модели работ на месторождениях. Она предполагает, что у местной госкомпании остается 30% в подобных проектах, а остальные доли могут получить частные компании и иностранцы. Благодаря этой модели на шельфе Норвегии работают многие международные компании, большинство из которых будут заинтересованы и в выходе на российский рынок.

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислава Митраховича, ставка Юрий Трутнева именно на норвежский опыт вполне объяснима и понятна, и у нашей страны не должно возникнуть каких-либо серьезных проблем с адаптацией этой модели.

«Норвежская модель довольно известная, и ее вполне можно использовать. Она довольно адекватна для использования, так что особых проблем с ее переносом на российские реалии, думаю, не будет. Конечно, нужно учитывать, что Россия в стратегическом плане – это более сильная страна, нежели Норвегия, и у нас очень много важных объектов, связанных с военными целями, к которым иностранцев, возможно, не захотят подпускать. Но все равно это вполне решаемый вопрос», – объясняет эксперт. 

В конечном итоге, это приведет отрасль к либерализации, тренд на которую уже давно назревает в российском сегменте энергетики – необходимость в защите месторождений от частных компаний осталась далеко в прошлом. 

«Я думаю, что постепенно движение в эту сторону все равно будет продолжаться. Возможно, от него не в восторге крупные российские госкомпании, которые пока имеют монопольные права на шельф в соответствии с правилами, которые были закреплены в нашем законодательстве около десяти лет назад. Когда эти правила закреплялись, предполагалось, что частные компании недостаточно надежны с точки зрения ответственности и экологии. Ну и также считалось, что иностранные компании не стоит подпускать к стратегическим активам», – объясняет собеседник «ПолитРоссии».  

В дальнейшем, по его словам, произошло падение цен на нефть, а также были введены санкции, в том числе и на поставки технологий для шельфов. Поэтому тема иностранцев в Арктике утратила актуальность. 

«Если цены на нефть продолжат свой рост, если будут совершенствоваться технологии, работы на шельфе будут постепенно увеличиваться. И иностранные компании (не только западные, но и те же китайцы) наверняка захотят заранее застолбить места. Поэтому я думаю, что движение в сторону либерализации в этом вопросе просто неизбежно», – резюмирует Станислав Митрахович

Напомним, в апреле текущего года подкомиссия ООН признала геологическую принадлежность части территорий Арктики к продолжению континентального шельфа России. Такое расширении территории позволит увеличить площадь российского шельфа в регионе на 1,2 миллиона километров.

Автор: Константин Липавский 

Источник: ПолитРоссия, 27.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики