Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В British Petroleum намекнули на заинтересованность в российском арктическом шельфе

В British Petroleum намекнули на заинтересованность в российском арктическом шельфе

Разработка кабмином законопроекта о доступе частных и иностранных компаний к арктическому шельфу России может положительно сказаться на всей отрасли. Своего интереса к данной инициативе не скрывают и такие крупные международные гиганты, как нефтегазовая компания British Petroleum.

Правительство допустит иностранцев к российской Арктике

Заместители председателя Правительства России Дмитрий Козак и Юрий Трутнев на совещании в кабинете министров приняли решение о подготовке законопроекта, расширяющего доступ частным инвесторам к освоению арктического шельфа. При этом, как пояснил замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков, речь идет как о российских, так и о иностранных инвесторах. На данный момент российское законодательство ограничивает доступ частных компаний к работе на шельфе, в результате чего этим правом обладают лишь две государственные российские компании – «Газпром» и «Роснефть».

Ранее, на прошлой неделе вице-премьер по развитию Дальнего Востока и Арктики Юрий Трутнев написал письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором подробно обосновал свою позицию по поводу допуска частных компаний к российским месторождениям в Арктике. По словам вице-премьера, на сегодняшний день можно констатировать нехватку конкуренции на шельфе, решить проблему которой сможет допуск на нераспределенные участки шельфа иностранных и российских инвесторов в консорциуме со специально созданной для этого госкомпанией-оператором. Речь идет как о таких предприятиях, как российский «Лукойл», так и о мировых гигантах в лице Shell, British Petroleum или Total.

Как отметил в беседе  с корреспондентом «ПолитРоссии» представитель British Petroleum  в России Владимир Буянов, компания, безусловно, будет с интересом следить за судьбой нового законопроекта, несмотря на то, что на данный момент у руководства нет никакой конкретной позиции относительно этой инициативы. 

«Я пока не могу ничего предметного сказать по этому поводу. Мы на этапе разработки законодательства никогда ничего не комментируем. Подождем, когда и что будет принято – тогда и будем смотреть. Пока же, естественно, мы внимательно наблюдаем за самим процессом и обсуждением. Как вы знаете, мы работаем с компанией "Роснефть" на трех проектах, имеем три совместных предприятия: Харампур, "Таас-Юрях Нефтегаздобыча" и "Ермак Нефтегаз" – все они довольно известны. Но это традиционные запасы, которые к шельфу не имеют никакого отношения. Что же касается Арктики, то, повторюсь, законопроекты на этапе подготовки мы обычно не обсуждаем», – отметил представитель BP. 

Корреспонденты «ПолитРосии» также связались с представителями двух других гигантов нефтегазовой отрасли – французской компании Total и британско-нидерландской Shell, Но пока они не считают возможным комментировать эту инициативу.  

Назревшая необходимость

По словам председателя Комитета Государственной думы РФ по энергетике Павла Завального, разработка и принятие такого законопроекта станет существенным подспорьем для частных российских нефте- и газодобывающих компаний, которые могут повысить конкуренцию на российском шельфе.

«Необходимость в этом явно есть. Сегодня только две госкомпании имеют право на разработку шельфа; между ними уже распределено порядка 90 % месторождений. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы оставшиеся 10 % отдать российским частникам. Это решение повысит конкуренцию и обеспечит привлечение новых технологий. Поэтому дело это, скажем так, очень хорошее, и Комитет по энергетике однозначно поддержит данную инициативу», – отметил парламентарий в своем комментарии для «ПолитРоссии». 

Также, по его словам, возможность принять участие в разработке арктического шельфа нужно дать и иностранным инвесторам, которые привнесут в эту отрасль свои технологии и опыт.

«Северная природа требует лучших технологий, которыми на сегодня обладают именно западные компании из США, Норвегии и так далее. Поэтому привлекать их, безусловно, нужно, но на определенных условиях, понятных как для России, так и для самих компаний. Не должно быть такого, чтобы они просто разрабатывали и вывозили углеводород, но и оставляли что-то нашей стране», – объясняет депутат. 

По мнению Завального, так или иначе деятельность зарубежных инвесторов должна осуществляться при контроле со стороны российских участников процесса. Помимо этого, необходимо просчитать и возможную прибыль для Российской Федерации.

Либерализация отрасли неизбежна

Как отмечал Юрий Трутнев, в случае решения допускать на арктический шельф иностранцев, нашей стране придется прибегнуть к так называемой норвежской модели работ на месторождениях. Она предполагает, что у местной госкомпании остается 30% в подобных проектах, а остальные доли могут получить частные компании и иностранцы. Благодаря этой модели на шельфе Норвегии работают многие международные компании, большинство из которых будут заинтересованы и в выходе на российский рынок.

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислава Митраховича, ставка Юрий Трутнева именно на норвежский опыт вполне объяснима и понятна, и у нашей страны не должно возникнуть каких-либо серьезных проблем с адаптацией этой модели.

«Норвежская модель довольно известная, и ее вполне можно использовать. Она довольно адекватна для использования, так что особых проблем с ее переносом на российские реалии, думаю, не будет. Конечно, нужно учитывать, что Россия в стратегическом плане – это более сильная страна, нежели Норвегия, и у нас очень много важных объектов, связанных с военными целями, к которым иностранцев, возможно, не захотят подпускать. Но все равно это вполне решаемый вопрос», – объясняет эксперт. 

В конечном итоге, это приведет отрасль к либерализации, тренд на которую уже давно назревает в российском сегменте энергетики – необходимость в защите месторождений от частных компаний осталась далеко в прошлом. 

«Я думаю, что постепенно движение в эту сторону все равно будет продолжаться. Возможно, от него не в восторге крупные российские госкомпании, которые пока имеют монопольные права на шельф в соответствии с правилами, которые были закреплены в нашем законодательстве около десяти лет назад. Когда эти правила закреплялись, предполагалось, что частные компании недостаточно надежны с точки зрения ответственности и экологии. Ну и также считалось, что иностранные компании не стоит подпускать к стратегическим активам», – объясняет собеседник «ПолитРоссии».  

В дальнейшем, по его словам, произошло падение цен на нефть, а также были введены санкции, в том числе и на поставки технологий для шельфов. Поэтому тема иностранцев в Арктике утратила актуальность. 

«Если цены на нефть продолжат свой рост, если будут совершенствоваться технологии, работы на шельфе будут постепенно увеличиваться. И иностранные компании (не только западные, но и те же китайцы) наверняка захотят заранее застолбить места. Поэтому я думаю, что движение в сторону либерализации в этом вопросе просто неизбежно», – резюмирует Станислав Митрахович

Напомним, в апреле текущего года подкомиссия ООН признала геологическую принадлежность части территорий Арктики к продолжению континентального шельфа России. Такое расширении территории позволит увеличить площадь российского шельфа в регионе на 1,2 миллиона километров.

Автор: Константин Липавский 

Источник: ПолитРоссия, 27.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики