Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дмитрий Козак рассудит «Роснефть» и «Транснефть»

Дмитрий Козак рассудит «Роснефть» и «Транснефть»

Как компании могут поделить контроль над пунктами сдачи

Спор «Транснефти» с «Роснефтью» вышел на высокий правительственный уровень. Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку изучить позиции компаний относительно контроля над пунктами сдачи нефти в систему магистральных трубопроводов. «Транснефть» настаивает на том, что должна следить за всеми такими объектами, которые сейчас принадлежат разным компаниям. В «Роснефти» считают, что это не убережет от повторения истории с загрязненной нефтью, и предлагают передать контроль независимым игрокам. Аргументы сторон и их шансы доказать свою правоту изучал Григорий Колганов.

150 пунктов по всей стране закачивают нефть в магистральную систему. Они принадлежат и крупным производителям, и небольшим частным компаниям. «Транснефть» такое положение не устраивает. Как отвечать за качество продукта, который заливают без участия оператора трубы, удивляется представитель компании Игорь Демин: «Сдается несколько производителей. В итоге получается усредненная смесь с просевшим качеством. Мы бы хотели контролировать каждого производителя, который сдает свой груз. Если с нас хотят спрашивать за качество, каким же образом нам это контролировать, если нам не дают на входе поставить наши лаборатории, чтобы они определяли, что нам льют?»

Вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев отказался обсуждать эту тему, потому что «комментарий будет таким ярким, что лучше воздержаться». Но позиция компании известна. Глава ее совета директоров, бывший немецкий канцлер Герхард Шредер обратился к Дмитрию Медведеву со встречным предложением — передать контроль за поступающим в трубу сырьем независимым инспекторам.

Теперь профильному вице-премьеру Дмитрию Козаку предстоит определить, чья идея лучше. И с точки зрения логики ответ очевиден, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин: «Ситуация с загрязненной нефтью показала, что контроль качества нефти, по сути, отсутствует. Поэтому с точки зрения контроля позиция “Транснефти” понятна и, на мой взгляд, объективно правильна.

Контроль в единых руках более серьезный, чем если это разрознено по нескольким компаниям».

Но можно ли воспринимать этот спор «Транснефти» с «Роснефтью» как чисто технический? Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович полагает, что нет: обе компании во главе с очень влиятельными фигурами давно ведут борьбу ни много, ни мало за будущее российского экспорта нефти. «За спором о контроле за качеством нефти скрывается вопрос, можно сказать, политического уровня, а именно: кто будет контролировать “Транснефть”, какое будет ее дальнейшее будущее, за кем будет последнее слово в вопросах транспорта нефти? То ли за “Транснефтью”, то ли выяснится, что все-таки “Роснефть” сможет на это дело больше влиять через реформу законодательства или через реформу “Транснефти”. Не большой секрет, что “Роснефть” сама хотела поучаствовать в приватизации “Транснефти”»,— рассуждает Митрахович.

А раз так, какого решения стоит ждать от Дмитрия Козака? Его представитель накануне не ответил на запрос “Ъ FM”. Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов говорит, что вице-премьеру удастся выработать решение, устраивающее обе стороны: «Так или иначе, это подконтрольные структуры, между которыми нужно просто перераспределить определенным образом ответственность, либо дать гарантии той же “Транснефти” со стороны “Роснефти”, что с их стороны подобного происходить не может. Возможно, сторонам стоит прийти к некоему компромиссу и усилить участие специалистов “Транснефти” в экспертизе поступающего ресурса».

А вот глава Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов в этом сомневается — слишком авторитетные фигуры участвуют в споре и не намерены отступать. Поэтому все, что остается Дмитрию Козаку,— тянуть время. «Вице-премьер Козак не так давно занимается отраслью. К нему приходят два тяжеловеса с абсолютно противоположными точками зрения. Что в этой ситуации делать вице-премьеру? А, собственно, Владимир Путин ему и поручил эту должность, чтобы решать такого рода сложные конфликты и вопросы. Я думаю, что Козак сделает все, чтобы избежать прямого ответа»,— полагает Симонов.

Спор «Транснефти» с «Роснефтью» начался не вчера и, видимо, закончится не завтра. И хорошо, если во время этого противостояния не произойдет ничего столь же неприятного для имиджа России, как эпизод с грязной нефтью в «Дружбе».

Поставки нефти по трубопроводу «Дружба» были приостановлены в середине апреля, когда в сырье обнаружилось значительное превышение хлорорганических соединений. В инциденте обвинили частную компанию «Самаратранснефть—Терминал». Ущерб предварительно оценивается в несколько сотен миллионов долларов.

Автор: Григорий Колганов

Источник: Коммерсантъ FM, 28.08.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики