Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Роснефть» пунктов не сдает

«Роснефть» пунктов не сдает

Она против передачи «Транснефти» точек приема нефти

Как и предполагал “Ъ”, «Роснефть» выступила против передачи «Транснефти» контроля над всеми пунктами приема нефти в магистральные нефтепроводы. В «Роснефти» считают, что это не гарантирует невозможность повторения коллапса на трубопроводе «Дружба». Теперь позиции госкомпаний должен будет примирить вице-премьер Дмитрий Козак, что едва ли удастся сделать быстро.

Премьер Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку оценить предложения «Транснефти» и «Роснефти» по контролю над приемо-сдаточными пунктами (ПСП), через которые нефть сдается в систему магистральных нефтепроводов, сообщил “Ъ” пресс-секретарь премьера Олег Осипов. Такое поручение стало ответом на письмо главы совета директоров «Роснефти», экс-канцлера Германии Герхарда Шредера, в котором тот выступил против предложений главы «Транснефти» Николая Токарева. Тот на встрече с премьером на прошлой неделе заявил о необходимости передать «Транснефти» операционный контроль над ПСП, многие из которых принадлежат нефтяным компаниям, и ввести единый стандарт для лабораторий, которые проверяют качество сдаваемой в систему нефти (см. “Ъ” от 20 августа).

Как пишет Герхард Шредер, такие меры не помогут избежать повторения апрельской ситуации с нефтепроводом «Дружба», нефть в котором была загрязнена хлорорганическими соединениями. Он ссылается на то, что загрязнение произошло «в результате совместных действий работников "Транснефти" и третьих лиц», а система мониторинга «Транснефти» не смогла вовремя распознать загрязнение. Господин Шредер также подчеркивает, что передача ПСП в управление «Транснефти» приведет к дополнительным расходам нефтекомпаний.

Вместо этого «Роснефть» предлагает привлекать для мониторинга качества нефти независимых сюрвейеров как в точках сдачи, так и на выходе из системы. Герхард Шредер пишет и о необходимости усилить контроль над мини-НПЗ, «вплоть до прекращения деятельности при отклонении сдаваемой ими нефти от нормативных показателей», как и над предприятиями, аккумулирующими сырье мелких поставщиков без оборудования нефтеподготовки. Еще он предлагает ужесточить нормативы содержания хлорорганики в нефти «с учетом позиции покупателей» до 1 ppm (сейчас до 6 ppm).

В «Роснефти» “Ъ” заявили, что не комментируют официальную переписку. Но, как отметил представитель компании, «Роснефть» уже ведет дополнительный контроль качества сдаваемой в систему нефти, заключив договоры «с международно признанными независимыми инспекторскими организациями». «Сегодня, когда российским поставщикам нанесен огромный репутационный ущерб и доверие к качеству российской нефти у европейских потребителей подорвано, внедрение подобного инструмента критически важно»,— сказал он.

Советник главы «Транснефти» Игорь Демин заявил “Ъ”, что «от компании требуют улучшение качества нефти в системе и при этом лишают контроля над тем, что сливается в трубу».

По его словам, нынешняя ситуация, когда 152 независимых ПСП должны контролировать качество нефти, ничем не отличается от предлагаемых сюрвейеров. «Транснефть» выступает за передачу проб нефти независимым лабораториям, например международным SGS и Saybolt. Такая система сейчас работает на отводе от ВСТО на КНР и в порту Козьмино.

Ведущий эксперт ФНЭБ Игорь Юшков отмечает, что «Роснефть» и «Транснефть» пытаются использовать кризис вокруг «Дружбы» для продвижения своих инициатив. «Транснефть» подчеркивает, что, неся ответственность за качество нефти, компания должна иметь и полный контроль над системой. «Роснефть» же будет настаивать на создании структур, которым будут переданы функции трубопроводной монополии, что в итоге может поставить вопрос о необходимости существования «Транснефти». Пока, считает господин Юшков, централизованная модель управления, при которой нефтепроводы проще контролировать, выглядит более приемлемой для руководства страны, поэтому шансы Николая Токарева продвинуть свои идеи относительно ПСП кажутся более высокими.

Автор: Ольга Мордюшенко 

Источник: Коммерсантъ, 28.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики